"Сибирь" научат летать безопасно. Займется этим менеджмент "Аэрофлота"Вчера стало известно, что Минтранс поддержал предложение менеджмента "Аэрофлота", крупнейшей авиакомпании России, о передаче ей в рамках проекта консолидации государственных авиаактивов блокпакета ОАО "Авиакомпания 'Сибирь'". Участники рынка полагают, что недавняя катастрофа А-310 "Сибири" в Иркутске и претензии федеральных властей к уровню безопасности полетов второго после "Аэрофлота" отечественного перевозчика могут ускорить реализацию этой инициативы. В результате у "Сибири" может впервые появиться сильный миноритарий, с которым придется считаться владельцам компании – Владиславу и Наталии Филевым. Как рассказал Ъ собеседник в Минтрансе, в конце июня министр транспорта Игорь Левитин обратился с письмом в Минэкономразвития и подведомственное ему Росимущество. В письме глава Минтранса предложил в связи с проектом укрупнения авиакомпаний в первоочередном порядке рассмотреть вопрос о внесении 25,5% государственных акций "Сибири" в уставный капитал "Аэрофлота". "Мы считаем, что присутствие 'Аэрофлота' в капитале 'Сибири' позитивно скажется на ее деятельности,– пояснил собеседник Ъ.– У 'Аэрофлота' более новый парк, хорошая техническая база, более серьезная система эксплуатационной безопасности, подтвержденная международным аудитом IOSA". В Росимуществе и Минэкономразвития от комментариев отказались. В "Аэрофлоте" обсуждать инициативу Минтранса также не стали, уточнив, что приоритетным для компании сейчас является создание дочерней компании на Дальнем Востоке (см. Ъ от 3 июля). В "Сибири" Ъ сообщили, что находящийся в собственности менеджмента контрольный пакет позволяет сохранить оперативный и стратегический контроль над компанией. "Сибирь" – вторая после "Аэрофлота" по объемам перевозок авиакомпания России. В 2005 году она перевезла 4,2 млн пассажиров. Выручка – 19,7 млрд руб., убыток – 1,1 млрд руб. 63,26% акций принадлежат заместителю и одновременно супруге гендиректора Владислава Филева Наталии, 25,5% – Росимуществу. Менеджмент "Аэрофлота" объявил о планах по консолидации авиаактивов еще в начале года. В частности, было предложено провести допэмиссию акций АО и оплатить ее госпакетами в авиакомпаниях "Дальавиа", "Владивосток Авиа", "Сибирь", "Красноярских авиалиниях" и ГТК "Россия". В июне акционеры "Аэрофлота" одобрили допэмиссию 250 млн акций на сумму $500 млн, а недавно компания представила концепцию консолидации дальневосточных авиаперевозчиков России. Официально в "Аэрофлоте" своего интереса к "Сибири" до сих пор не подтверждают. По сведениям же участников рынка, "Аэрофлот" давно лоббирует идею передачи ему блокпакета "Сибири" и теперь с учетом позиции Минтранса эти попытки могут увенчаться успехом. "Катастрофа А-310 в Иркутске и последние инциденты с самолетами 'Сибири' могут в целом повлиять на отношение госорганов к компании,– говорит источник Ъ, близкий к Минтрансу.– Уже объявлено о намерении провести проверку парка компании, и если возникнут сомнения в качестве эксплуатации и обслуживания самолетов, госсобственник может поставить вопрос об усилении контроля". "Аэрофлот" как новый совладелец "Сибири" наверняка будет участвовать в управлении компании более активно, чем Росимущество. С 25% акций он получит возможность блокировать или поддерживать шаги менеджмента по развитию перевозчика. Впрочем, не исключено, что конфликта между "Аэрофлотом" и супругами Филевыми не произойдет. В частных беседах владельцы "Сибири" ранее заявляли, что "если и продавать бизнес, то только 'Аэрофлоту'". Если двум командам удастся сработаться, в России может появиться самый крупный отечественный авиаперевозчик со времен советского "Аэрофлота". СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН КоммерсантЪ |