14.07.2006

«Пираты» уходят в Интернет. Пиратство в области производства CD и MP3-дисков сокращается, но не из-за того, что рынок становится более цивилизованным



Продавцы нелицензионной продукции уходят в Интернет, который законодательно практически не регулируется. Газета ВЗГЛЯД выяснила, как формируется цена на лицензионные диски, и узнала мнение представителей «серой» индустрии о перспективах развития легального рынка в России.

По статистике из каждых пяти покупаемых в России компакт-дисков только один – лицензионный. Проблема пиратства имеет глобальное экономическое значение для страны – США одним из мотивов отказа России во вступлении в ВТО называли именно неспособность властей справиться с производством нелицензированных CD.

«США утверждают, что российские «пираты» наносят индустрии звукозаписи ущерб в размере 2 млрд. долларов» По данным Ассоциации звукозаписывающих компаний США, в России действуют 52 завода по производству пиратских дисков и их суммарная производительность равна 400 млн. дисков в год. А российский рынок пиратской продукции занимает по объему второе место в мире после Китая.

США утверждают, что российские «пираты» наносят индустрии звукозаписи ущерб в размере 2 млрд. долларов. Особенно остро стоит проблема продажи MP3-дисков и пиратских музыкальных CD. Купить пиратскую музыкальную продукцию можно везде – на улицах, в подземных переходах, на рынках идет свободная торговля контрафактными CD. Площадки, торгующие нелицензионными дисками, процветают.

В некоторых довольно крупных городах (Курск, Тобольск, Туапсе) лицензионные диски практически невозможно купить. По данным мониторингов Гильдии по развитию аудиовидеоторговли, уровень проникновения контрафактной продукции в России составляет не менее 90%.

Борьба правоохранительных органов с пиратами успеха пока не приносит. Председатель совета Гильдии по развитию аудиовидеоторговли Алексей Наумов говорит, что правоохранительные органы сами заинтересованы в развитии пиратского бизнеса и не только не принимают мер по его искоренению, но и мешают работе лицензированных предприятий.

Главной проблемой в борьбе с пиратской продукцией остается цена лицензионных дисков – она абсолютно неконкурентоспособна. Средний уровень зарплат не позволяет потребителям покупать лицензионную продукцию по цене 300–400 рублей за диск, если есть возможность купить за 100 рублей пиратский практически без потери качества.

Цена на компакт-диски устанавливается крупнейшими международными компаниями-производителями, мейджорами. На рынок продукт попадает с накруткой дилеров. В России официально представлены четыре мейджора: EMI, Warner, Universal Music и BMG.

Продукция этих компаний делится на две группы. Первая – «international CDs», то есть диски, производимые непосредственно за границей. В Россию они попадают прямо со склада главного представительства международной компании. «Родные» компакт-диски стоят дороже остальных.

Вторая группа – это локализованные издания «international CDs», или «кириллические» диски. Они производятся прямо на месте определенным «мейджoром» и имеют упрощенное оформление, призванное сделать данный компакт внешне как можно меньше похожим на западный аналог. Но, по сути, это тот же лицензионный диск. На таких дисках обычно пишут: «Лицензионный диск с упрощенным оформлением». Стоят они дешевле «родных» дисков – от 6 долларов.

Стоимость диска, выставляемая мейджором для дилеров, называется PPD («price publishing to dealer»). Для того чтобы понять, какие компоненты входят в окончательную цену продукта на рынке, нужно посчитать, из чего состоит PPD, и прибавить сюда накрутку дилеров. Несмотря на то что в России пиратские CD занимают очень большую долю рынка, это слабо влияет на стоимость «настоящих» дисков и цена такого компакта в России не ниже, чем в США. «Цена диска, ввезенного в Россию, не особенно отличается от цены на Западе. К тому же мы оплачиваем доставку груза и таможенные сборы – 15%», – говорит директор по маркетингу компании EMI / Gala Records Inc. Мария Ежукова.

«Грубо говоря, общая цена на CD-продукцию, или PPD, складывается из следующих составляющих: затраты на производство, авторские отчисления и отчисления исполнителям, рекламные вложения плюс прибыль, – сообщает источник газеты ВЗГЛЯД в представительстве крупного западного мейджора в России. – А прибыль в свою очередь – это комбинация жадности, здравого смысла и знания данного рынка. К PPD также прибавляется налог на добавленную стоимость (НДС), который установлен в странах, где имеются представительства мейджора».

Производство включает в себя все – от стоимости болванки до затрат на рабочую силу и электроэнергию. «Все накладные расходы, связанные с производством, составляют 50% от оптовой цены компакт-диска, затраты на рекламу, включающие, естественно, интересы артиста, – оставшиеся 50%», – рассказал газете ВЗГЛЯД представитель известной российской звукозаписывающей компании. Дилеры добавляют свою премию к цене. В зависимости от обстоятельств она может колебаться от 1 до 5 долларов и больше.

«Пираты» делают доходный бизнес, практически ничего в него не инвестируя. «Копирование готового продукта практически ничего не стоит: не платятся роялти артистам, не нужна студия, не нужно разрабатывать дизайн диска, не нужно платить налоги, оплачивать рекламу, снимать клипы и так далее – наоборот, пираты, по сути, пожинают плоды трудов звукозаписывающих компаний», - считает Мария Ежукова. По ее словам, нельзя говорить, что у покупателя нет выбора: «кириллические» диски далеко не в разы дороже пиратских, в среднем они стоят порядка 150 рублей.

«Пираты берут другим – они предоставляют продукцию, которую на «кириллических» дисках не достанешь», – парирует представитель нелегальной индустрии, пожелавший сохранить анонимность. Как рассказал газете ВЗГЛЯД один из продавцов пиратских CD на «Горбушке», многие покупатели «с гораздо большей охотой платят 120 рублей за диск, который «на лицензии» не купишь».

Российские «пираты» разработали сложную схему бизнеса. Они приобретают на Западе «родные» диски или скачивают музыку из Интернета. Затем записывают композиции на болванки. К этому добавляется полиграфия, в большинстве случаев примитивная, но иногда и вполне качественная. Потом «пираты» снимают павильоны в торговых центрах и торговые точки вблизи метро или в подземных переходах. При этом они четко отслеживают спрос – все новинки или пользующиеся устойчивым интересом покупателя диски обычно представлены в ассортименте.

Большой проблемой для звукозаписывающих компаний в последние годы стала торговля нелегальными MP3-дисками. Как рассказал газете ВЗГЛЯД продавец таких дисков на «Горбушке», всю музыку для MP3-дисков «пираты» берут в Интернете. «Существует много сайтов, где можно бесплатно скачать музыку. Но иногда за редкие вещи платятся деньги. Но эти затраты быстро отбиваются, даже несмотря на высокую арендную плату помещения», – поделился информацией продавец. Но в последнее время, по его словам, покупателей дисков становится меньше – потребители выходят в Интернет самостоятельно и скачивают музыку бесплатно. «Пиратство на носителях сокращается, но, к сожалению, не из-за того, что рынок стал более цивилизованный, а из-за того, что оно перемещается в интернет-пространство, которое практически не регулируется законодательно», – характеризует ситуацию Мария Ежукова.// Дмитрий Муравьев

Взгляд