ФНС запретят упражняться в письме
Федеральная налоговая служба (ФНС) может лишиться права издавать письма, распоряжения и разъяснения, которые не только противоречат друг другу, но и зачастую идут вразрез с действующим налоговым законодательством. Как стало известно "Бизнесу", на днях правительственная комиссия по административной реформе одобрила концепцию законопроекта о создании специальных регламентов по взаимодействию органов исполнительной власти с предпринимателями и гражданами.
Разработкой административных регламентов по заказу Минэкономразвития (МЭРТ) занимается Центр стратегических разработок (ЦСР). Заместитель главы МЭРТ Андрей Шаронов в интервью "Бизнесу" (см. номер от 28 июня) рассказал, что ведомство хочет "формализовать все процедуры, через которые происходит взаимодействие граждан и власти или бизнеса и власти". Сейчас, по его данным, такое общение происходит примерно по 350 процедурам.
Судя по всему, несколько регламентов, в которых будет установлен четкий порядок работы всех органов исполнительной власти по предоставлению государственных услуг, могут быть выпущены в ближайшее время. "На сегодняшний момент разрабатываются регламенты для федеральных органов,- рассказал "Бизнесу" руководитель проекта административной реформы ЦСР Владимир Юзаков.- Например, для МВД- это порядок выдачи паспортов, для Минтруда- процедура регистрации безработных граждан и назначения им социальных пособий, для Минтранса - порядок выдачи лицензий на работу маршруток".
Примечательно, что ведомства сами активно участвуют в подготовке законопроекта, внося свои предложения. Например, Минкультуры инициировало порядок экспертизы ценностей, вывозимых за рубеж.
Впрочем, от ФНС пока не поступило ни одного предложения. Более того, по информации "Бизнеса", ведомство активно противится принятию законопроекта, ссылаясь на то, что все процедуры, необходимые для работы налоговиков, указаны в Налоговом кодексе и внутренних документах. "В рамках НК действительно указаны все процедуры, но регулирование технического администрирования передано в ведение налоговых органов, что позволяет чиновникам в неограниченном количестве штамповать письма. 30% проблем налогоплательщика возникает именно по этой причине",- говорит управляющий партнер "Вегас-Лекс" Альберт Еганян.
Ситуация осложняется еще и тем, что несмотря на то, что Налоговый кодекс запрещает налоговикам "на местах" принимать разнообразные письма, внутренние инструкции и распоряжения, оставляя такое право только за центральным аппаратом ФНС, на практике эта норма зачастую не соблюдается. "Появляется огромное количество противоречащих друг другу документов для служебного пользования, которыми налоговики руководствуются при проведении проверок",- говорит руководитель юридической практики компании "Консалтинговые услуги" Александр Костин.
В случае принятия закона ФНС, как и другие ведомства, лишится возможности выпускать письма, распоряжения и разъяснения: документом предусмотрено, что если ведомство захочет скорректировать порядок своей работы, то оно должно будет внести соответствующие изменения в регламент по согласованию с уполномоченным органом. Правда, кто станет этим "уполномоченным органом" - пока неизвестно. Это может быть как Минэкономразвития, так и просто руководство ФНС, говорит Владимир Юзаков.
Опрошенные "Бизнесом" эксперты одобряют инициативу МЭРТ.
"Желательно, чтобы регламенты были разработаны в первую очередь именно для ФНС и распространились на максимум процедур",- говорит управляющий партнер НКГ "2К аудит - деловые консультации" Иван Андриевский. В свою очередь Александр Костин считает, что издание такого регламента систематизирует нормотворческую деятельность. "Однако важно, каким образом налогоплательщик сможет влиять на изменение регламента, иначе это станет очередным закрытым документом",- говорит эксперт.
ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА
Деловая газета "Бизнес"