Чужое телевидение придет в Россию. МИД РФ подпишет Европейскую конвенцию о трансграничном телевиденииРоссийское телевидение сможет жить по принятым в Европе правилам – в ближайшее время МИД РФ подпишет Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении (ЕКТТ). Конвенция упростит отношения российских и европейских телевизионщиков, но не повлияет на ситуацию со свободой слова в России. Европейская конвенция о трансграничном телевидении была принята и открыта для подписания Комитетом министров Совета Европы в мае 1989 года и вступила в силу 1 мая 1993 года. А 9 сентября 1998 года Комитет министров Совета Европы утвердил протокол, вносящий изменения в текст конвенции. Поправки коснулись проблем рекламы и саморекламы, телешопинга, спонсорства программ, юрисдикции, злоупотребления правами, предоставленными конвенцией, доступа общественности к важнейшим событиям и времени для показа кинематографической продукции. Как рассказал «Газете.Ru» замдиректора департамента информации и печати МИД РФ Борис Малахов, «в то время Россия еще не являлась участником Совета Европы, а потому документ был принят без учета специфики нашего законодательства в сфере СМИ и рекламы». В последнее время, готовясь вступить в ВТО, Россия не только свое законодательство подправила, но и все чаще вступает в транснациональные организации. Подписать ЕКТТ российские чиновники предлагали уже давно, однако несоответствие нашего законодательства нормам, прописанным в конвенции, серьезно этому препятствовало. Международная торговая палата – институт международного экономического самоуправления. МТП основана в 1919 году, штаб-квартира МТП находится в Париже. МТП осуществляет свою деятельность через экспертные комиссии, подкомитеты и рабочие группы, решая вопросы, важные с точки зрения международного торгового сообщества. К таким вопросам относятся, например, определение международных коммерческих терминов, стандартизация средств платежа, правила об арбитражном суде, а также вопросы конкуренции, иностранных инвестиций, перевозок. Главное противоречие российского и европейского законодательства касалось рекламы. «Вступивший в силу 1 июля 2006 года Закон о рекламе, который так болезненно восприняли вещатели и представители рекламного бизнеса, соответствует правилам конвенции, а потому нам сейчас гораздо проще будет вливаться в общеевропейский процесс интеграции», – пояснил «Газете.Ru» президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев. В целом конвенция базируется на кодексе Международной торговой палаты. И в этом плане никаких серьезных разногласий с ее правилами у нас нет. Единственное серьезное разногласие, которое по-прежнему существует между российским Законом о рекламе и ЕКТТ, – это реклама алкогольной и табачной продукции. ЕКТТ позволяет рекламировать эту продукции, не используя образы, делающие их привлекательными. А вот в российском законе рекламировать алкоголь и табак на телевидении просто запрещено. Но и это не проблема: каждая страна имеет возможность документально утвердить поправки к Конвенции, которые сохраняют за ней право ограничивать на своей территории ретрансляцию программ, нарушающих ее законодательство. По мнению вице-президента АКАР Владимира Евстафьева, в этом смысле серьезных нарушений и противоречий не предвидится. «На сегодняшний день есть только два главных оператора на российском рынке – НТВ+ и "Космос ТВ", осуществляющие вещание зарубежных каналов, – говорит он. – Аудитория зрителей этих пакетов не так уж велика. При этом на транслируемых ими каналах практически нет рекламы». По мнению Владимира Евстафьева, теоретически вопрос показа запрещенной в России рекламы существует, а практически он совершенно несущественен. Основное преимущество присоединения России к ЕКТТ заключается в том, что мы вступаем в правовое поле, общее для всей Европы и, следовательно, получаем возможность использовать механизм конвенции для разрешения возможных коллизий практики трансграничного (зарубежного) ТВ и российского права. Например, если сегодня в Финляндии или Эстонии будет установлен передатчик, направленный на Санкт-Петербург и вещающий в коммерческих интересах телеторговые сообщения или эротические программы на русском языке, то у российских властей не будет реальных правовых рычагов для воспрепятствования этой практике. Правительства сопредельных стран, если эти передачи не будут направлены на местное население, вправе закрыть глаза на действия вещателя, будучи не связаны с Россией условиями ЕКТТ. Если Россия становится участником ЕКТТ, то вступит в силу предусмотренный в ней механизм диалога государств, юрисдикции и ответственности за прекращение противозаконной трансляции. Кроме того, став участником конвенции, Россия попадает в число «европейских» с точки зрения ЕКТТ стран, что открывает большие возможности для продвижения сделанных в нашей стране программ на рынке Европы. Согласно документу, европейские страны могут беспрепятственно обмениваться телепродукцией, программами и другой информацией, которая не противоречит его основным положениям. Это означает, что все западные программы, каналы и проекты теперь будут доступны российским телезрителям без отдельных договоренностей. До сих пор телекомпаниям приходилось заключать разовые соглашения по каждому проекту. «Это открытие очень больших возможностей, – говорит Владимир Евстафьев. – Открываются телемедийные ворота в мир». Таким образом, общеевропейский эфир могут получить даже региональные российские телеканалы, если принимающая страна посчитает их прием целесообразным для культурного обмена. А российскому телезрителю европейская продукция будет доступна не только в большем объеме, но и в режиме реального времени. Напомним, что транснациональные проекты до сих пор не могли идти в России в прямой трансляции, за исключением Олимпийских игр и других спортивных соревнований. К примеру, уникальные телепостановки режиссера Андреа Андреманна опер «Тоскa» и «Травиата», которые шли почти во всем мире в прямом эфире, до России дошли только через несколько лет. Жизнь по европейским правилам может улучшить наше телевидение, но на ситуацию со свободой слова вступление России в европейское информационное сообщество повлияет далеко не сразу. «Правила конвенции запрещают спонсирование выпусков новостей и других информационных программ, но никак не влияют на ангажированность информации, – пояснил Эдуард Сагалаев. – А наши новости именно ангажированы. Со вступлением в силу конвенции в России свобода слова не появится внезапно. Хотя чем более открыта будет наша страна для транснациональных отношений, тем больше вероятность того, что мы начнем жить по цивилизованным правилам». Алина Ребель Газета.RU |