Инвестиционный бизнес теряет привлекательность для частных банковАгентство "Сибондс" подвело итоги деятельности банков и инвестиционных компаний по организации выпуска рублевых облигаций на внутреннем рынке в первом полугодии 2006 года. Близкие к государственным ресурсам российские банки начинают занимать лидирующие позиции на рынке. Частные же банки больше озабочены повышением собственной капитализации, а инвестиционный бизнес способствует этому в меньшей степени, чем развитие розничных услуг.Агентство "Сибондс" составило очередной полугодовой рейтинг организаторов и андеррайтеров рублевых облигаций на российском рынке. Темпы роста этого сегмента рынка даже немного ускорились. Если в первом полугодии 2005 года объем размещения вырос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в 1,45 раза, до 133,4 млрд руб., то в этом году он вырос в 1,5 раза и составил 201,5 млрд руб. При этом, как уже отмечал Ъ (см. номер от 24 января), российскому рынку организаторов рублевых облигационных выпусков пока свойственна частая смена лидеров. В этом году самый заметный рывок в рейтинге продемонстрировал Газпромбанк из замыкающего первой десятки по итогам первого полугодия 2005 года он стал первым, обогнав предыдущего лидера, Внешторгбанк. На 10 ступеней вверх (на 7-е место) переместился и банк "Союз". "Уралсиб" перешагнул пять ступеней, что позволило ему занять третье место в рейтинге. Новичками среди лидеров рублевых организаторов стали Банк Москвы и Промсвязьбанк. Из первой десятки же выбыли ИК "Ренессанс Капитал", ИБ "Траст" и Райффайзенбанк. Таким образом, первую десятку организаторов выхода компаний на рынок публичных долгов составляют исключительно российские банки. Нынешняя трансформация рейтинга свидетельствует о смене приоритетов российских банков. "Многие из них ставят целью увеличение собственной капитализации для дальнейшей продажи бизнеса. Но инвестиционный бизнес не дает возможности увеличить капитализацию банка так, как это возможно при развитой рознице, считает руководитель розничного подразделения банка, который покинул в этом году десятку ведущих организаторов. Именно поэтому частные банки меняют сейчас стратегию развития и уменьшают свои амбиции в сфере инвестиционного бизнеса, становясь все более универсальными банками". "Конечно, сливки в инвестиционном бизнесе снять можно. Но в любом случае он более волатилен и менее предсказуем, чем бизнес на постоянных процентах", согласился директор департамента инвестиционно-банковских услуг Транскредитбанка Роман Журков. Стоит отметить, что на рынке организации публичных займов растет роль банков, близких к государству или окологосударственным структурам. Они, как правило, имеют более дешевые пассивы, да и лоббистских возможностей в крупных корпорациях им не занимать. "Наличие собственных дешевых средств позволяет крупным банкам откровенно демпинговать в тендерах на выбор организатора займа и выкупать на себя неразмещенные долги в случае неудачи", считает представитель частного банка. "Кроме того, такие банки в состоянии обеспечить эмитенту бридж-финансирование до момента его выхода на публичный рынок, отмечает Роман Журков, что для половины сегодняшних эмитентов очень важно". Если организацию облигационных выпусков иностранные банки отдали полностью на откуп россиянам, то в андеррайтинге рублевых долгов объемы их выросли в два раза по сравнению с первым полугодием прошлого года (с 19,3 млрд руб. до 36,3 млрд руб.). "Нерезиденты все более охотно покупают риски российских эмитентов", отметил начальник управления рынков капитала Росбанка Михаил Афонский. "Все более активное участие в качестве андеррайтеров показывает отношение иностранных банков и к кредитному риску россиян, и к рублевым инструментам вообще, добавляет зампред правления Райффайзенбанка Павел Гурин, которое существенно улучшилось в связи с укреплением рубля".
КоммерсантЪ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||