Звездная болезнь столичных отелей. Гостиничный бизнес: итоги первого полугодия 2006 года
В столице сконцентрировано 50% всех доходов от российского гостиничного бизнеса. Но, несмотря на явное лидерство Москвы по сравнению с другими российскими городами, а также активизацию столичного рынка в 2005 году, эксперты с сожалением отмечают неоспоримый факт того, что темпы сноса московских гостиниц продолжают опережать темпы нового строительства.
Отсутствие рыночного равновесия По словам заместителя директора департамента оценки и консалтинга компании Colliers International Марины Смирновой, только снос гостиницы "Россия" уменьшил объем предложения на 3 тыс. номеров, тогда как новое предложение составило 734 номера. Особенно ощутимым становится сокращение гостиничного фонда в трехзвездном сегменте. Начиная проекты реконструкции старых советских гостиниц, которые и составляют основную часть отелей подобного уровня, инвесторы, как правило, стараются повысить их классность до пяти-четырех звезд. "В результате активных работ по реконструкции московского гостиничного фонда нарушается рыночное равновесие: доля верхнего сегмента, особенно в пределах Центрального округа, становится непропорционально высокой",- говорит Марина Смирнова.
Массовый снос морально устаревших гостиниц и низкие темпы строительства неизбежно приводят к возникновению дефицита номерного фонда и, как следствие, росту его стоимости, отмечает вице-президент по развитию сети компании Heliopark Group Виталий Ткаченко. В результате, по данным международной аудиторской компании Deloitte & Touche, гостиницы Москвы признаны самыми дорогими в Европе. За 2005 год стоимость номера возросла на 34,4%, добавляет гендиректор компании Becar. Commercial Property Игорь Галицин.
В некоторых московских гостинцах в первом полугодии 2006 года были зафиксированы цены, превышающие в отдельные дни $700, что слишком дорого для европейских рынков. Столь существенный рост цен в высшем ценовом сегменте сказывается и на заполняемости отелей.
Марина Смирнова отмечает, что игроки рынка стали сталкиваться с определенными сложностями продвижения гостиничного продукта класса люкс за пределы Садового кольца (включая его внешнюю границу). "Отели, расположенные за пределами историческогоцентра города, теряют в выходные дни почти половину своей клиентуры",- рассказывает она.
События полугодия За прошедшее полугодие существенно расширился пул игроков гостиничного рынка столицы. Так, в начале лета стало известно о выходе на московский рынок крупнейшей прибалтийской сети Reval. Партнером оператора здесь выступят акционеры компании "Панавто" - официального дилера Mercedes-Benz. Первый отель Reval откроется рядом с метро "Улица 1905 года".
Также завершила свою первую сделку в Москве международная компания Orco Group, профессионально управляющая сетью апарт-отелей. Оператор купил у девелоперской компании "СистемаГалс" часть офисно-гостиничного комплекса на Покровке, где в скором времени разместится первый апарт-отель сети под брэндом MaMaison.
О своих планах в Москве заявила и вторая в мире по величине после Hilton гостиничная сеть Rezidor SAS. Компания намеревается открыть в Москве четыре-пять отелей Radisson и один-два Park Inn. "Пока известны участки под два Radisson: первый отель в "Крокус центре" откроет владелец ТЦ Арас Агаларов, второй - на "Белорусской" владельцы казино Golden Palace",- говорит руководитель отдела исследований и аналитики компании Praedium Ольга Кисарина.
Продолжили активную деятельность на московском рынке и уже управляющие успешными проектами здесь такие международные операторы, как британская сеть InterContinental Hotels Group и американская люксовая сеть Le Meridien. Весной стало известно о том, что Центр международной торговли (ЦМТ) собирается заключить сделку с InterContinental Hotels Group о приобретении франшизы для управления гостиницей "Международная".
Сеть же Le Meridien ведет активные переговоры, чтобы получить в управление гостиницу "Ленинградская".
Не оставляют попыток привлечь новых игроков в сегмент трехзвездных отелей столичные власти. Согласно заявлению заместителя мэра в правительстве Москвы Иосифа Орджоникидзе, город готов рассмотреть возможность частичной оплаты процентной ставки по кредиту, оформленному инвестором для строительства гостиницы.
Кроме того, в случае заключения договора долгосрочной аренды, на время строительства инвестор будет платить лишь 1% от годовой арендной ставки. Если же компания будет выкупать земельный участок, ей будет предоставляться -процентная льгота.
В ближайшей перспективе По данным отдела исследований и аналитики консалтинговой компании Praedium, в 2006 году в центре столицы планируется ввести в эксплуатацию пятнадцать новых гостиниц общей емкостью 2616 мест, в том числе пять гостиниц в составе многофункциональных комплексов. Около 35% будущих гостиничных проектов планируются в составе многофункциональных комплексов.
Среди особо значимых проектов второго полугодия 2006 года Ольга Кисарина выделяет реконструкцию бывшей гостиницы "Интурист", которая должна быть завершена в сентябре-октябре. На этом месте появится новый отель Ritz Carlton на 330 номеров.
Как и в 2005 году, в первом полугодии столичный рынок продолжает оставаться исключительно привлекательным для инвесторов. О росте степени доверия компаний к гостиничному бизнесу, по словам Марины Смирновой, свидетельствует рост средней вместимости новых проектов на этом рынке. "В среднем этот показатель увеличился с 85 номеров в 2000-2004 годах до 299 в 2005 году, а в недалекой перспективе в Москве появятся гостиницы и на 1 тыс. номеров",- уверяет Смирнова.
МАРГАРИТА ФЕДОРОВА
Деловая газета "Бизнес"