Потребители отказываются от пермских моторов"Ильюшин Финанс Ко" рассматривает возможность оснащения самолетов семейства Ил-96 американскими двигателями Pratt & Whitney. Российские двигатели ПС-90А от Пермского моторного завода стремительно теряют свое главное конкурентное преимущество - низкую цену: они уже всего на 20% дешевле продукции Pratt & Whitney. Объем заказов сокращает и еще один крупный потребитель моторов - "Газпром", который использует газотурбинные установки на базе ПС-90А на трубопроводах. Впрочем, аналитики уверены в том, что пермские моторы сохранят свое присутствие на рынке. Будучи госкомпанией, "Газпром", вероятно, не сможет полностью отказаться от закупок у отечественного производителя. Лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) совместно со специалистами АК "Ил" и ОАО "Воронежское авиастроительное объединение" (ВАСО) прорабатывают вопрос об установке на самолеты семейства Ил-96 двигателей производства американской компании Pratt & Whitney. Сейчас самолеты Ил-96 оснащаются двигателями четвертого поколения ПС90А производства ОАО "Пермский моторный завод", которые являются аналогами двигателей Pratt & Whitney PW2000 и RollsRoyce RB211. Как сообщили в ИФК, все контракты, заключенные ранее между ИФК и ПМЗ, не пересматриваются и будут реализованы согласно графикам поставок двигателей. "PW-4020 не намного дороже и дешевле в эксплуатации" По мнению специалистов, использование американских двигателей существенно расширило бы рыночный потенциал самолета Ил-96. В середине 1990-х уже существовал самолет Ил-96Т - аналог Ил-96-400, но с двигателями Pratt & Whitney и бортовым электронным комплексом производства Rockwell Collins. Один такой самолет был построен, выполнял полеты и даже прошел "теневую" сертификацию в США. По подсчетам экспертов, работа по сертификации Ил96Т стоила Pratt & Whitney $50-60 млн. Однако проект не получил дальнейшего развития. Тогда стороны не смогли договориться по "финансовым вопросам", рассказал "Бизнесу" один из участников рынка,- "разность в цене отечественного и импортного двигателя была огромной". Однако теперь эта разница практически сошла на нет. По оценкам аналитиков, двигатели ПС-90А и PW-4020аналогичны по характеристикам, по цене различаются незначительно, до 20%. Но если оценивать стоимость всего жизненного цикла, двигатель Pratt & Whitney более предпочтителен. При этом и по системе послепродажного обслуживания наши двигатели заметно уступают американским. "Очевидно, что в ряде случаев для иностранных авиакомпаний Pratt & Whitney предпочтительнее, потому что их станции технического обслуживания разбросаны по всему миру, и с этой точки зрения техническая поддержка у них решена гораздо лучше",- говорит руководитель аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев. Кроме того, по его словам, в случае если самолет поставляется с иностранным оборудованием, авиакомпании могут претендовать на финансирование иностранными банками на льготных условиях. По мнению участников рынка, производство Ил-96 с зарубежными двигателями несложно оживить. "Этот проект очень перспективен, и возобновить его можно в любую секунду",- считает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Как сообщил "Бизнесу" источник в ОАО "Пермский моторный завод", двигатели действительно очень близкие. Но в компании не склонны драматизировать ситуацию. Дело в том, что двигатели ПС-90А помимо Ил-96 устанавливаются на самолеты Ту-204 и Ту-214. Кроме того, существует проект по замене двигателей Ил76 на новые ПС-90. Поэтому даже полный отказ ИФК от продукции пермского завода не отразится на деятельности компании. "Газпром" также сокращает закупки "Авиационный бизнес для Пермского моторного завода составляет лишь 40%",- говорит собеседник "Бизнеса" на предприятии. В последние годы одним из важных направлений работы завода является производство газотурбинных установок. Пермский завод разработал и производит газотурбинные установки на базе авиационных двигателей Д30 и ПС-90А. Благодаря этому направлению завод приобрел крупного заказчика в лице ОАО "Газпром". Правда, в последние годы монополист снижал объемы закупки оборудования. Так, в 2004 году "Газпром" приобрел у Пермского моторного завода около 50 установок, а в 2005-м - лишь 25. Представители "Газпрома" были недоступны для комментариев. Однако, по мнению аналитиков, Пермский моторный завод в ближайшие годы совсем без работы не останется. По словам Дугласа Рольфа из FIM Securities, у "Газпрома" наблюдается стабильный рост добычи, естественно,компания будет заказывать новое оборудование. Статус госкомпании практически обязывает богатую газовую компанию поддерживать отечественного производителя. "Поэтому в ближайшие годы спрос на продукцию Пермского моторного завода со стороны "Газпрома", вероятно, сохранится",- считает аналитик. АННА БАЖИНА Деловая газета "Бизнес" |