09.08.2006

Дорогие рестораны потеряли до половины выручки. Участники рынка начинают подсчитывать убытки от алкогольного кризиса



По данным Федерации рестораторов и отельеров, из-за кризиса на алкогольном рынке рестораны могут недополучить 30-50% выручки. При этом на ресторанах среднего уровня алкогольный кризис отразился существенно меньше, чем на дорогих.
1 июля вступили в силу поправки к закону "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Они предполагают введение ЕГАИС, суть которой сводится к тому, что в момент производства алкоголя информация о производителе, наименование и объем выпущенной им продукции вносятся в штрихкод на акцизной марке. Также производители и дистрибуторы обязаны производить все расчеты друг с другом исключительно при помощи ЕГАИС.
Участники рынка неоднократно указывали на то, что не успеют оснастить предприятия необходимым оборудованием.
В результате правительство разрешило производителям до 1 февраля 2007 года вносить информацию для налоговых органов в систему вручную, а не при помощи автоматических датчиков, как того требует новое законодательство. 1 июля оказалось, что ЕГАИС не готова для работы и в "ручном" режиме, и возникли проблемы с поставками не только импортного алкоголя, но и российского.
По словам менеджера Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Марии Орловой, российские рестораны в этом году могут недополучить 30-50% выручки из-за кризиса на алкогольном рынке. "Мы собираем проблемы, а не статистику, тем не менее уже ясно, что из-за алкогольного кризиса рестораны могут недополучить в этом году около 30-40% выручки. Из-за дефицита алкоголя посещаемость ресторанов снизилась на 10-30%",- говорит Орлова. По ее словам, пивные рестораны и рестораны среднего уровня пострадали меньше. "Люди, предпочитающие элитные вина, перестали ходить в рестораны, потому что не могут заказать тот алкоголь, который соответствовал бы их требованиям",- отмечает Орлова.
Рестораторы в целом согласны с оценкой отраслевой ассоциации, хотя и считают ее несколько завышенной.
"На "Ностальжи" отсутствие алкоголя действительно сказывается: нам нечего предложить людям. Они идут в другие места, а кто-то просто сидит дома",- говорит ресторатор Роман Рожниковский (рестораны "Грабли", "Старый чердак", совладелец "Ностальжи" и "Шатра".
Однако 30-50% - не средняя цифра по России, уверен он. "На "Граблях" отсутствие алкоголя сказывается не так сильно, потому что в недорогом сегменте нам есть что предложить".
Совладелец компании "Арпиком" Михаил Зельман говорит, что в его ресторанах выручка упала на 15-20%.
"Для нас это очень существенно, но не смертельно. По поводу снижения посещаемости ничего сказать не могу, потому что есть еще такая вещь, как сезонный спад",- говорит Зельман.
По его словам, самым большим ударом алкогольный кризис стал для небольших магазинов: "Я знаю несколько примеров, когда люди, торговавшие алкоголем, просто обанкротились".

МАРИНА НОСКОВИЧ

Деловая газета "Бизнес"