Антимонополисты нашли предмет для сговора нефтяников, газовиков и связистовГлава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев вчера дал свой ответ на появившееся во вторник сообщение Московской топливной ассоциации о грядущем повышении цен на топливо. Он назвал это заявление "противоправным" и пообещал рассмотреть действия ассоциации на предмет выявления призывов к картельным сговорам на рынке. Правда, закон, позволяющий ФАС бороться с этим явлением, вступит в силу лишь с 1 октября. Вчерашняя пресс-конференция Игоря Артемьева формально была посвящена итогам работы за первое полугодие 2006 года, но основной ее темой стала интрига вокруг цен на бензин. Напомним, что глава ассоциации Евгений Аркуша на пресс-конференции 8 августа заявил, что в сентябре цены на бензин в России вырастут. Цена 95-го бензина поднимется с нынешних примерно 19,5 руб. до 21 руб. за литр, а 92-го – с нынешних 18 руб. до 20 руб. за литр. Правда, Евгений Аркуша оговорился, что цены потом упадут. Ведомство Игоря Артемьева заволновалось: там считают, что сезонное повышение цен никогда не заканчивается их понижением. Но главное, в ФАС заподозрили, что нефтяные компании готовят очередной ценовой сговор на рынке. Напомним, в прошлом году ФАС удалось доказать необоснованное повышение цен на нефтепродукты в результате сговора в отдельных регионах. В итоге правительству пришлось договариваться с нефтяными компаниями о замораживании цен на бензин. В связи с этим в принятый в этом году новый антимонопольный закон были внесены соответствующие нормы для борьбы с картельными сговорами или "коллективным доминированием". Однако закон вступит в силу только с 1 октября. Так что в сентябре нефтяные компании могут этим воспользоваться: по действующему законодательству невозможно обвинить компании в сговоре, а по отдельности ни одна из них не занимает более 35% доли рынка и не является монополистом. Поэтому пока ФАС остается только разъяснять и угрожать, а также проводить консультации с нефтяными компаниями. Вчера Игорь Артемьев разъяснил, что, несмотря на рост цен на нефть на мировых рынках, "нет экономической необходимости в повышении цен на бензин". По его мнению, "нефтяные компании перегибают палку". Ведь правительство уже пошло им навстречу, увеличив их прибыль через механизмы налоговой политики: не были проиндексированы акцизы на бензин, была дифференцирована ставка НДПИ, а экспортные пошлины на нефть не были существенно подняты. Игорь Артемьев даже пригрозил Московской топливной ассоциации, что будет квалифицировать подобные прогнозы о повышении цен на бензин "как противоправные", поскольку они "дают сигнал" к соответствующим коллективным действиям. "Мы заинтересовались этой ассоциацией и будем рассматривать ее действия более подробно",– заявил он. Хотя ФАС и не может до конца октября эффективно бороться с коллективными сговорами нефтяных компаний, она собирается бороться с монополистами в автозаправочном бизнесе. По информации ФАС, в 70 регионах более 50% этого рынка занимает одна доминирующая компания. Игорь Артемьев считает, что "все это очень похоже на территориальный раздел рынка". Поэтому ФАС уже обратилась к губернаторам с просьбой "регулировать ситуацию" и не допускать роста цен на бензин. Региональные власти, по мнению ФАС, могут контролировать выделение земельных участков под заправки, позволяя тем самым новым игрокам войти в регион. Судя по всему, Игорь Артемьев с нетерпением ждет вступления в силу нового антимонопольного закона. Тогда кроме нефтяных компаний обвинение в картельном сговоре могут получить и операторы мобильной связи МТС, "Вымпелком" и "МегаФон", которые недавно сначала дружно объявили о введении платы за соединение, а теперь пытаются повысить стоимость оплаты первой минуты соединения. Наконец, под прицел ФАС попал и "Газпром". Игорь Артемьев заявил, что ФАС отрицательно относится к недавно принятому Госдумой и подписанному президентом закону о монополии "Газпрома" на экспорт газа. По его мнению, закон "удлиняет путь к демонополизации в этой сфере". Правда, как ФАС будет лоббировать отмену этого закона, он не пояснил. ИРИНА Ъ-ГРАНИК ФАС занялась тарифами "автогражданки" Как заявил вчера глава ФАС Игорь Артемьев, его министерство предлагает ввести так называемый ценовой коридор для ОСАГО. В настоящее время в "автогражданке" действуют фиксированные тарифы, определенные постановлением правительства, вступившим в силу с 1 января 2006 года. Базовый страховой тариф для легковых автомобилей юридических лиц определен в размере 2375 руб., физических лиц – 1980 руб. "Мы считаем, что этот рынок должен быть гораздо более гибким, чтобы каждая компания нашла свое место",– заявил вчера господин Артемьев. ФАС предлагает зафиксировать нижнюю ставку тарифа и установить ценовой коридор для ОСАГО, в рамках которого страховщики смогут конкурировать, предлагая своим клиентам скидки. "Я думаю, что к середине 2007 года это можно осуществить",– добавил глава ФАС, но сначала свои заключения должны представить Росстрахнадзор и Минфин. КоммерсантЪ |