15.08.2006

Финансбанк занял «Ашан». На рынке банковского ритейла создан прецедент



Как стало известно "Бизнесу", Финансбанк заключил соглашение с "Ашаном", согласно которому в гипермаркетах сети будут приниматься к оплате только карты, эмитированные этим банком. За это банку пришлось согласиться на чрезвычайно низкую комиссию, уверены эксперты, а некоторые юристы называют контракт актом недобросовестной конкуренции. Впрочем, у Федеральной антимонопольной службы (ФАС) нет претензий к "Ашану" и Финансбанку.

С момента открытия в России первого "Ашана" в 2002 году в гипермаркетах сети не принимали пластиковые карты. Вчера несколько сотрудников российского Auchan рассказали "Бизнесу", что сеть начинает принимать карты Финансбанка. Один из них уточнил, что карты Финансбанка "Ашан Visa Classic" начнут приниматься во всех гипермаркетах сети с 21 августа.

Стоимость годового обслуживания составит 480 руб., карты будут и кредитные, и дебетовые.

Минимальный размер кредита составит 5 тыс. руб. "Остальные карты мы принимать по-прежнему не будем, а "Ашан Visa Classic" будет приниматься только в "Ашанах"",- говорит другой менеджер сети.

Официальные комментарии Auchan и Финансбанка вчера получить не удалось. Но факт наличия совместного проекта подтвердили в Visa. "Пока двусторонний договор между банком и торговой сетью подразумевает прием "Ашаном" карт Visa только Финансбанка. Однако мы рассматриваем это как первый шаг для приема "Ашаном" всех карт Visa в дальнейшем",- рассказал глава представительства Visa в России Оливер Хьюз.

Банкиры называют проект прецедентным. Для рынка такой проект нехарактерен, отмечает директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Елена Дворовых. "Это в какой-то степени ущемляет права держателей карт Visa, эмитированных другими банками, как правило, платежные системы такую схему сотрудничества не приветствуют",- рассуждает она. Вице-президент Юниаструм банка Вадим Гаврилов не исключает, что число участников проекта может увеличиться.

Один из юристов считает, что в договоре "Ашана" и Финансбанка есть нарушение 6 статьи закона "О конкуренции", запрещающей соглашение финансовых организаций, ограничивающих конкуренцию. Но начальник управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС Юлия Бондарева с ним не согласна: "Заключить договор об эмитировании карт с любым банком - право розничной сети. Вопросы могут возникнуть, если договор с Финансбанком будет препятствовать доступу в сеть других банков на аналогичных условиях".

По оценкам менеджера крупной сети гипермаркетов, на оплату по картам приходится до 10% продаж гипермаркета. Выручка российского Auchan по итогам 2005 года - около $1,5 млрд, таким образом, на продажи по картам может приходиться до $150 млн, говорит источник на рынке. Но контракт с Auchan вряд ли позволит Финансбанку получить серьезную прибыль, говорит менеджер сети гипермаркетов: "Банки готовы платить серьезные деньги, чтобы только встать в сети, а за такой эксклюзив Финансбанку явно пришлось серьезно поделиться доходами с ритейлером".

Обычно комиссия банку при сотрудничестве с сетью составляет 1,5-2% от объема операций, а при эксклюзивном договоре премия может быть ниже 0,5%, говорит один из банкиров: "Банк сознательно идет на маленькую комиссию или даже убытки, рассчитывая получить доход от роста количества клиентов по картам и увеличения оборота по ним". "На мой взгляд, со стороны Финансбанка это скорее рекламный ход, чем экономически целесообразный проект",- соглашается заместитель директора департамента розничного бизнеса Банка Москвы Анатолий Вегерин. По его оценкам, контракт с "Ашаном" увеличит доходы Финансбанка от карточного бизнеса максимум на 5%.

"Вряд ли Финансбанк получит существенное количество клиентов из тех, кто уже имеет карты других банков, а желающих получить карту только для того, чтобы иметь возможность расплатиться ею в магазине, будет немного",- поясняет он.

Впрочем, Вадим Гаврилов полагает, что в перспективе на рынке появится еще несколько подобных проектов. Но заместитель генерального директора сети гипермаркетов "Мосмарт" Семен Слуцкий говорит, что его компания предпочитает принимать карты всех эмитентов: "Это увеличивает лояльность посетителей, что для нас важнее в перспективе".

ОКСАНА КОБЗЕВА, НИКОЛАЙ ДИЦМАН, АЛЕКСАНДР КАДУШИН

Деловая газета "Бизнес"