Есть куда расти. Российская продуктовая розница консолидируется за счет регионовТри крупнейших продуктовых ритейлера в России занимают около 4% рынка, в то время как в странах Восточной Европы этот показатель составляет 10-30%. Чтобы к 2010-2015 гг. консолидация российской торговли достигла европейского уровня, каждой из трех основных сетей придется увеличить выручку на порядок. По мнению экспертов, органический рост такими темпами невозможен. Россия и Европа По данным Росстата, продуктовая розница в 2005 г. наторговала на $113 млрд. В майском обозрении Райффайзенбанка говорится, что к 2010 г. размер рынка может достигнуть $274 млрд, т. е. среднегодовые темпы роста составят около 19%. Прогноз международной организации IGD скромнее всего $203 млрд к 2010 г. Но в обоих случаях продовольственный рынок России станет крупнейшим в Европе и пятым в мире. Но определение самый не подходит российскому рынку, когда дело касается консолидации. На менее емких европейских рынках три крупнейших ритейлера в среднем контролируют от половины до 95% продаж (данные ACNielsen). Самые высокие показатели в Швеции (95%), Норвегии (86%), Финляндии (80%), Швейцарии (76%). Меньше консолидированы рынки Франции (64%), Великобритании (58%), Германии (57%). Еще меньше в странах Восточной Европы Венгрии (32%), Чехии (25%), Польше (11%). В России же в 2005 г. три крупнейших игрока Metro Cash & Carry (чистые продажи $1,8 млрд), Магнит ($1,578 млрд) и Пятерочка ($1,359 млрд) занимали около 4% рынка. После слияния Пятерочки с Перекрестком глава объединенной компании Лев Хасис заявил о планах сетей через 10 лет получить до 15% рынка. Бизнесмен уточнил, что минимум столько лидер рынка обычно получает в западных странах. В прошлом году Пятерочка и Перекресток совместно занимали около 2% (совокупная чистая выручка $2,375 млрд). Объем рынка к 2015 г. составит, по прогнозу UFG, около $300 млрд. То есть, если все пойдет по плану, объединенная компания должна будет в 2015 г. показать выручку до $45 млрд. Это примерно в два раза больше, чем сейчас приходится на все российские продуктовые сети. Ежегодный рост Пятерочки при таком раскладе должен составлять около 35%. В обзоре Райффайзенбанка говорится, что теоретически такие темпы возможны. К 2010 г. доля сетевой торговли на продуктовом рынке увеличится до 41% по сравнению с 21% в 2005 г., что соответствует среднегодовым темпам роста сетей в 36%. Только вот темпы роста крупных сетей замедляются. Среднегодовой рост Пятерочки в 2003-2005 гг. составил 34%, Перекрестка 65%. Но по итогам 2005 г. чистая выручка Пятерочки увеличилась всего на 23%, Перекрестка на 54%. Магнит в прошлом году вырос на 86%, но в этом планирует всего 40%. По мнению аналитика UFG Алексея Кривошапко, органически крупные сети не смогут расти на 40% ежегодно. По его подсчетам, органический рост Пятерочки, Перекрестка, Магнита и Седьмого континента в течение пяти лет будет составлять не более 25-35%. Остальное придется добирать за счет сделок по слиянию и поглощению (M&A, mergers & acquisitions). Сделки M&A, разумеется, будут происходить все чаще, согласен директор по связям с инвесторами Магнита Хачатур Помбухчан. По его словам, Магнит раньше подобными сделками не увлекался из-за непрозрачности бизнеса конкурентов, завышенной стоимости предложения и пробелов в законодательстве. Но и эта сеть может закрыть 2006 год с несколькими покупками. Хотя Магнит все же предпочитает арендовать сетевые магазины, как это случилось с частью нижегородской Эконты. Юлия Ярош далее... Ведомости |