16.08.2006


"Аэрофлот" улетает из госсобственности. Минэкономразвития планирует приватизацию "Аэрофлота"



По словам Германа Грефа, его министерство будет готовить проект указа президента об исключении компании из списка стратегических предприятий. Минтранс и акционеры считают такие планы преждевременными.
По мнению аналитиков, приватизировать "Аэрофлот" выгоднее в 2009-2010 годах, после завершения консолидации госактивов.
Минэкономразвития будет готовить проект указа президента об исключении ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" из списка стратегических предприятий, сообщил вчера министр Герман Греф. Он не уточнил, когда этот проект будет внесен в правительство, отметив лишь, что конкретные шаги по приватизации можно будет обсуждать после завершения строительства Шереметьева-3, которым занимается подконтрольное "Аэрофлоту" ОАО "Терминал". Строительство третьего терминала планируется завершить осенью 2007 года.
Это уже второе подобное заявление Грефа за последнее время. В начале августа министр заявил, что в плане приватизации на 2007 год компания не фигурирует, однако идеи по ее выводу из госсобственности у министерства есть.
С этим не согласны в Минтрансе. "Мы не изменили своей позиции в этом вопросе и выступаем против приватизации. Министерство проводит политику по консолидации отрасли, мы предлагаем включить в уставный капитал "Аэрофлота" госпакеты акций других авиакомпаний",- сказали в министерстве.
В самом "Аэрофлоте" комментировать заявление Грефа о предстоящей приватизации отказались. При этом акционеры компании не поддерживают идею Минэкономразвития.
"Мы недоумеваем, с чем было связано такое решение министерства. Это заявление идет вразрез с линией государства, принятой в отношении национального перевозчика",- говорит заместитель гендиректора НРК (владеет около 30% акций "Аэрофлота") Леонид Душатин. Совет директоров компании, куда входят и представители Минэкономразвития, принял стратегию на реализацию проекта консолидации государственных активов на базе "Аэрофлота". По словам Душатина, основные процессы, позволяющие выручить за перевозчика больше денег, только начались. Это консолидация, строительство третьего терминала Шереметьева, а также контракты на закупку новых самолетов. "Есть большие контракты на покупку современной техники. Даже в момент их подписания стоимость компании увеличится",- говорит Душатин.
Аналитики не верят, что планы Германа Грефа будут быстро реализованы, поскольку торопиться с приватизацией государству действительно невыгодно. "Даже если будет принято решение о приватизации, государство сохранит за собой, по крайней мере, блокирующий пакет",- считает аналитик ИК "Файненшл Бридж" Ольга Шкред. По ее словам, снижение поддержки государства скажется на деятельности компании. Например, "Аэрофлот" получает роялти за пролет зарубежных авиакомпаний над территорией России. "Если компания лишится этих денег раньше 2013 года (названный срок отмены роялти.- "Бизнес"), она будет работать в минус",- считает Ольга Шкред.
По мнению руководителя аналитической службы "Авиапорт" Олега Пантелеева, включая в "Аэрофлот" нужные компании, можно заметно повысить и рыночную капитализацию, и финансовую отдачу от продажи акций. "Дождавшись, когда "Аэрофлот" расширится за счет госактивов и пополнит свой парк новыми зарубежными самолетами, государство сможет заработать на продаже акций "Аэрофлота" заметно больше, чем если поспешит",- говорит он. По мнению аналитика, приватизацию "Аэрофлота" лучше провести не ранее 2009-2010 годов.
На новостях о предстоящей приватизации во вторник акции "Аэрофлота" на РТС выросли на 7,69%. При этом уже в понедельник, еще до заявления Германа Грефа акции компании выросли более чем на 6%. "Акции "Аэрофлота" демонстрировали стремительный рост, хотя рынок в целом падал. Это похоже на инсайд",- говорит аналитик ГК "Регион" Евгений Шаго.

АННА БАЖИНА

Деловая газета "Бизнес"