21.08.2006

Великорусский алюминий. Олег Дерипаска и Виктор Вексельберг создают 100-процентную монополию



Как стало известно Ъ, совладелец СУАЛа Виктор Вексельберг и собственник "Русского алюминия" Олег Дерипаска договорились о слиянии компаний. В результате сделки, о которой планируется официально объявить осенью, будет создан крупнейший в мире производитель первичного алюминия. В России он займет 100% рынка. Олег Дерипаска получит 75% объединенной компании, Виктор Вексельберг с партнерами – 25%. Сделка позволит реализовать мечту господина Дерипаски о превращении "Русала" в мирового лидера отрасли. А Виктор Вексельберг сможет высвободить ресурсы для проектов в химии, энергетике и коммунальном хозяйстве, а также активизации разделения бизнеса с владельцем Access Industries Леонардом Блаватником.

Как рассказал Ъ один из партнеров Виктора Вексельберга, в начале августа был подписан протокол о намерениях по слиянию подконтрольного предпринимателю СУАЛа с ОАО "Русский алюминий" Олега Дерипаски. Официально о сделке планируется объявить в середине октября. Механизм консолидации активов СУАЛа и "Русала" еще не утвержден. По словам собеседника Ъ, рассматриваются два варианта – слияние на базе "Русала" или же новой структуры. Однако уже известно, что основным владельцем объединенной компании будет Олег Дерипаска, который получит 75%. Виктору Вексельбергу с партнерами достанется, соответственно, 25%. При этом будущие партнеры хотят сохранить брэнды "Русала" и СУАЛа.

СУАЛ в 2005 году добыл 5,4 млн т бокситов, произвел 2,3 млн т глинозема и 1,05 млн т алюминия. Выручка по МСФО – $2,7 млрд, EBITDA – $600 млн. Активы компании принадлежат зарегистрированной на Британских Виргинских островах SUAL International, контрольный пакет которой у Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника, миноритарный – у гендиректора ЗАО "Коми Алюминий" Владимира Кремера и первого заместителя президента ОАО "СУАЛ-Холдинг" Евгения Ольховика. "Русал" в 2005 году добыл 5,7 млн т бокситов, произвел 3,9 млн т глинозема и 2,7 млн т алюминия. Выручка в 2005 году – $6,6 млрд, EBITDA – $2,2 млрд. Компания контролируется зарегистрированной на Джерси Rusal Ltd Олега Дерипаски.

Точный список консолидируемых предприятий пока не определен. По данным источника Ъ, на первом этапе в объединенную компанию не войдет проект "Коми Алюминий" (в нем СУАЛу и "Русалу" принадлежит по 50%), а также, вероятно, принадлежащий СУАЛу Запорожский алюминиевый комбинат. Но, утверждает собеседник Ъ, несмотря на это, активы господина Вексельберга оцениваются "минимум в $5,5 млрд". То есть совместная компания будет стоить $22 млрд.

Такая оценка стоимости СУАЛа удивляет аналитиков. Две недели назад, когда британские СМИ сообщили о подготовке СУАЛа к IPO, инвестбанкиры оценили компанию максимум в $3,8 млрд (см. Ъ от 7 августа). А по оценкам аналитика ИК "Антанта Капитал" Владимира Попова, совокупная стоимость СУАЛа и "Русала" составит только $15-17 млрд. Впрочем, не исключено, что в стоимости сделки заложена премия за первенство в мире, которое получит "Русал" в результате слияния с конкурентом. Объем выпуска алюминия объединенной компанией на базе показателей 2005 года составит 3,7 млн т, в то время как нынешние лидеры отрасли американская Alcoa и канадский Alcan выпускают по 3,5 млн т алюминия в год.

Сделка также позволит создать монополиста на российском рынке алюминия. Но проблем с разрешением антимонопольных органов у "Русала" и СУАЛа наверняка не будет. Как рассказал Ъ представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС), закон "О конкуренции и ограничении антимонопольной деятельности" позволяет одобрять подобные сделки, если они "способствуют укреплению позиции российских производителей на мировом рынке". "Разумеется, для этого необходимо разрешение администрации президента",– пояснил Ъ источник, близкий к ФАС. Между тем, по данным Ъ, участники сделки уже получили личное одобрение президента Владимира Путина. Не исключено, что лояльность властей обусловлена их желанием взять реванш за неудачу "Северстали" в слиянии с Arcelor.

Получить вчера комментарии официальных представителей СУАЛа не удалось. Представитель "Русала" Вера Курочкина заявила Ъ, что "не комментирует слухи". Однако источник в одной из компаний рассказал, что "господин Дерипаска давно мечтал купить СУАЛ и переговоры об этом шли почти полтора года", хотя стороны никак не могли договориться о цене.

Стремление господина Дерипаски получить СУАЛ вполне объяснимо. "Русал" обеспечен собственным сырьем примерно на 70%, тогда как у СУАЛа наблюдается нехватка перерабатывающих мощностей и избыток сырья (около 1,4 млн т, или почти 26% бокситов). Объединив активы с СУАЛом, "Русал" сможет в первое время рассчитывать на сырье партнера. Но недолго. К 2013 году "Русал" собирается выпускать 5 млн т алюминия в год, СУАЛ – 2,2 млн т, поэтому избытка бокситов у компаний не будет. Виктор Вексельберг тоже давно искал партнера – правда, преимущественно за границей. Он вел переговоры с Alcoa и Alcan, а после неудачи с Fleming Family & Partners попытался договориться с Hydro и Anglo American. Но союз с иностранцами не сложился. "Вместо необходимых гарантий в России принято давать обещания под честное слово, что недопустимо для крупных западных корпораций",– пояснил Ъ представитель одной из перечисленных выше компаний.

К сделке с Олегом Дерипаской господина Вексельберга подталкивает еще ряд причин. Дело в том, что основной совладелец СУАЛа давно охладел к алюминию – теперь его больше интересуют проекты в других отраслях, в частности в энергетике и химии. Значительных ресурсов требует и газовый проект на Ковыктинском месторождении, вокруг которого развернулся конфликт структур Виктора Вексельберга с "Газпромом". Кроме того, источники в окружении господина Вексельберга рассказывают, что предприниматель решил разделить бизнес со своим давним партнером подданным США Леонардом Блаватником. Последний уже вышел из бизнеса группы "Ренова", но сохраняет участие в химических проектах Виктора Вексельберга и ТНК-ВР. Говорят, что партнеры собираются разделить и этот бизнес. А для этого господину Вексельбергу нужны деньги, которые сейчас ему приходится отвлекать на развитие алюминиевого бизнеса.

МАРИЯ Ъ-ЧЕРКАСОВА

КоммерсантЪ