Ответственного за алкогольный кризис создадут с нуляСоюз участников алкогольного рынка предложил создать единый орган, контролирующий деятельность отрасли. По их мнению, кризис алкогольного рынка России возник из-за несогласованности действий госорганов. Эксперты оценивают вероятность создания нового органа достаточно высоко, подчеркивая, что в сегодняшней ситуации это выгодно всем структурам, отвечающим за регулирование рынка. Так они снимут с себя ответственность за разрешение кризиса в отрасли. Вопрос о создании госоргана с рабочим названием Федеральное агентство по управлению алкогольным рынком обсуждался в пятницу на совещании в Минсельхозе, посвященном кризисной ситуации на алкогольном рынке. "Это должен быть уполномоченный федеральный орган, на который будет возложена координация законодательной и фактической деятельности отрасли, сообщил глава Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Осман Парагульков. После того как стало понятно, что за кризис в отрасли никто ответственности не несет, это будет лучшим выходом из ситуации". Как считают участники рынка, к кризису привела именно несогласованность действий трех из шести основных министерств, осуществляющих контроль над рынком, Минфина, Минэко и Минсельхоза. "Сейчас совещания, посвященные проблемам с ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная система. Ъ), еженедельно проходят практически в каждом из этих министерств, но пока для участников рынка это ничего не меняет. Нас внимательно выслушивают, обещают помочь, но ЕГАИС как не работала, так и не работает", жалуется заместитель генерального директора "Русского алкоголя" Владимир Иванов. По словам господина Парагулькова, конкретные предложения будут подготовлены и внесены в правительство в ближайшее время. Кризис алкогольной отрасли начался после вступления 1 января 2006 года в силу новой редакции закона "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта". С этого момента все производители и импортеры алкогольной продукции, а с 1 июля и все оптовые торговцы обязаны пользоваться ЕГАИС. Сначала это привело к остановке производства, потом к исчезновению из розничной продажи оклеенных старыми акцизными марками импортных напитков. А в июле из-за неработающей ЕГАИС была парализована оптовая торговля алкогольной продукцией. Общие потери отрасли оцениваются в $230 млн. Идея создания отраслевого ведомства периодически поднималась участниками алкогольного рынка последние три года. Но так и не получила развития, поскольку ни одно из министерств и ведомств не желало отдавать рычаги воздействия на отрасль, оборот которой составляет порядка $20 млрд. Тем не менее именно сейчас, по мнению экспертов, удачный момент для лоббирования этой идеи. "Сейчас это выгодно всем министерствам, поскольку позволит им снять с себя ответственность за разрешение ситуации на алкогольном рынке", считает гендиректор RVR Communications Алексей Поповичев. Как уже писал Ъ (см. Ъ от 29 июля), Минфин, отвечающий за разработку нормативных актов для ЕГАИС, намерен обратиться к правительству с просьбой передать эти полномочия Минсельхозу. Минсельхоз также явно не намерен брать на себя ответственность за разрешение ситуации, сложившейся на алкогольном рынке. Как сообщил глава СУАРа Осман Парагульков, "ко всеобщему удивлению, замминистра сельского хозяйства Игорь Руденя на пятничном совещании заявил, что министерство не будет возражать против создания федерального органа при правительстве". Некоторые участники рынка считают, что создание нового госоргана не поможет справиться с кризисом в отрасли. "Не очень понятно, что будет контролировать это агентство, ведь оно не сможет взять на себя функции ФНС или ФТС, его функции будут больше лежать в области политики регулирования, чем реального регулирования отрасли, резюмирует глава Ассоциации европейского бизнеса в России Александр Романов. Зато это удобный механизм для снятия ответственности за нынешний кризис, в котором правительство виновато не меньше, чем каждое из министерств". Сейчас координацию деятельности на алкогольном рынке осуществляют шесть министерств.
Минсельхоз отвечает за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса, включая производство этилового спирта. Имеет право создавать совещательные органы, в том числе межведомственные. Также управляет имуществом федерального казенного предприятия "Союзплодоимпорт". Минфин отвечает за разработку подзаконных актов, вырабатывает госполитику, координирует работу Федеральной налоговой службы (ФНС). ФНС осуществляет контроль и надзор за объемами производства спирта и любой алкогольной продукции, выдает лицензии на производство, хранение и поставки этилового спирта и алкогольной продукции, регистрирует участников алкогольного рынка. Занимается выдачей федеральных специальных марок на алкогольную продукцию. Ведет госреестр выданных лицензий и Единой государственной системы (ЕГАИС). МЭРТ принимает нормативно-правовые акты, определяющие порядок контроля таможенной стоимости импортируемой алкогольной продукции, порядок и технологию производства таможенного оформления. ФТС осуществляет взимание таможенных пошлин на ввоз алкогольной продукции, отвечает за их таможенное оформление и контроль. Занимается выдачей федеральных специальных марок на импортируемый алкоголь и лицензии на ввоз спиртосодержащей продукции. Роспотребнадзор контролирует качество алкогольной продукции. Может вводить запреты на ввоз не отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям продукции и запрещать производственную и торговую деятельность. КоммерсантЪ |