28.08.2006

Аптеки взяли $3 млрд. За первые полгода аптечный рынок России вырос на 20% и достиг $3 млрд.

Аптечный рынок России стабилизировался. Первая половина 2006 года прошла без скачков – заметные изменения произошли только в рейтинге ведущих торговых марок, а в десятке крупнейших производителей ситуация осталась прежней. Средняя стоимость упаковки лекарств в первом полугодии 2006 года увеличилась на 20%. Эксперты RMBC ожидают, что тенденция сохранится и во втором полугодии.

По данным компании RMBC, которая специализируется на маркетинговых исследованиях фармацевтической отрасли, объем аптечного рынка России за январь – июнь 2006 года составил 2,27 млрд. долларов в оптовых ценах, что более чем на 20% превышает результат в первом полугодии прошлого года, когда сегмент оценивался в 1,87 млрд. долларов.

«30% общего объема аптечного сегмента приходится на Москву, Санкт-Петербург и Московскую область» В ценах конечного потребления объем аптечного рынка составил 3 млрд. долларов, уже почти достигнув объема всего фармацевтического рынка России в 2001 году (3,1 млрд. долларов в конечных ценах). Аптечная наценка выросла на 1,4%, превысив 32%.

«В аптеках сети, которые работают более года, рост продаж в первом полугодии 2006 года составил 15,3%, а средний чек вырос почти на 10%. Но в средний чек могут входить не только лекарства, но и парафармацевтические товары», – сказали газете ВЗГЛЯД в аптечной сети «36,6».

Состав десятки лидеров в производстве лекарственных средств не претерпел серьезных изменений. Первые четыре строчки по-прежнему у Novartis, Sanofi-Aventis, Servier/Egis и Berlin-Chemie, им даже удалось увеличить долю продаж в общем объеме лекарственных средств по сравнению с первым полугодием 2005 года.

Лучше всего это удалось компании Novartis за счет активных продаж «Терафлю» от гриппа и противодиарейного препарата «Линекс».

Новым участником десятки стала компания Solvay, чьи аптечные продажи выросли в 1,5 раза. А производитель GlaxoSmithKline, находившийся в прошлом году на 10-м месте, снизил долю продаж и покинул рейтинг.

«У нас другие данные, – отмечает представитель аптечной сети «36,6». – Первое место у Pfizer. За ним – Johnson & Johnson и Hoffmann La Roche. Эта разница объясняется тем, что мы учитываем только реальный розничный спрос без учета поставок по программе ДЛО».

Рейтинг лидирующих торговых марок изменился. В период с января по июнь 2006 года список возглавлял иммуномодулятор «Арбидол», спрос на которой вырос в 1,7 раза. А лидер прошлого года «Мезим форте» опустился на 6-ю строчку. Список популярных торговых марок пополнили «Терафлю» и «Линекс», рост продаж которых составил 78% и 64% соответственно. «Энап» и «Кавинтон», сократив доли, освободили 8-е и 9-е места рейтинга. Позиции «Актовегина», «Эссенциале Н», «Виагры», настойки боярышника и ношпы остались без изменений.

Самые большие объемы потребления лекарств на душу населения зафиксированы в Москве и Тюмени – 53,44 и 57,45 доллара соответственно. При этом 30% общего объема аптечного сегмента приходится на Москву, Санкт-Петербург и Московскую область. В среднем по России лекарств потребляют на 21 доллар на душу населения.

Средняя стоимость упаковки лекарств в первом полугодии 2006 года увеличилась на 1/5 и составила 1,66 доллара в розничных ценах. На фоне роста в стоимостном выражении показатели объема продаж на аптечном рынке не изменились – в январе – июне было продано 1,8 млрд. упаковок.

Директор департамента маркетинговых исследований группы компаний «Ремедиум» Виктория Соколова оценила изменения, произошедшие на аптечном рынке, как несильные. Лидеры рынка среди производителей относительно стабильны. Конкурентная борьба ведется в основном на уровне ведущих лекарственных брендов – по сравнению с предыдущими годами перестановки в рейтингах торговых наименований носят более выраженный характер.

«Небольшие перемены в расстановке торговых марок произошли за счет политики и усилий производителя по продвижению своих товаров», – пояснила специалист газете ВЗГЛЯД.

В целом группы препаратов остаются стабильными. «Нет скачков от антибиотиков к витаминам, – рассуждает госпожа Соколова. – Меняются марки лекарств, например «Терафлю» и «Колдрекс», но это зависит от усилий производителя».

«Конечно, продажи отдельных препаратов падают, – говорит Виктория Соколова. – Но в основном тех, которые вошли в список дополнительного лекарственного обеспечения, – их просто не покупают за свой счет».

Например, популярный препарат ношпа, сдает позиции также потому, что потребители с годами становятся более разборчивыми в лекарствах и знают о них больше. «Соответственно, покупают не один препарат от всего», – добавила специалист.

В следующем полугодии рынок будет развиваться стабильно. «Проблемы, связанные с ДЛО, улеглись и на коммерческую часть рынка почти не влияют, – прогнозирует Виктория Соколова. – Никаких глобальных спадов не предвидится».


Екатерина Геращенко

Взгляд