Россиянам нальют по пол-литра. Концерн "Оверлайн" приобретет водочный завод в РоссииГенеральный директор одного из крупнейших на Украине производителей водки концерна "Оверлайн" Сергей Блескун заявил, что его компания изучает возможность приобретения завода по производству водочной продукции в России. На покупку концерн готов потратить до $20 млн. Участники рынка и эксперты объясняют это стремлением восполнить потерю 3-4-процентной рыночной доли на Украине. Концерн "Оверлайн" объединяет ЗАО "Первый ликеро-водочный завод", ЗАО "Одесский завод шампанских вин", торговый дом "Мягков" (Россия) и торговый дом Golden Line (Украина). Основные торговые марки: водка "Мягков" и "Штурман", игристые вина "Одесса" и L`Odessika. Доля продукции компании в общем объеме произведенных на Украине ликеро-водочных изделий в 2005 году составила 6,2%. Объем производства крепкого алкоголя, по данным производителей,– 48,36 млн дал. Оборот в 2005 году составил $198 млн. Как рассказал вчера генеральный директор концерна "Оверлайн" Сергей Блескун, его компания оценивает возможности приобретения производственного предприятия в России. С этой целью в данный момент проводится аудит сразу семи заводов. "Окончательное решение о покупке будет принято через полтора-два месяца. Стоимость сделки составит до 20 миллионов долларов",– сообщил он. Ранее концерн "Оверлайн" ввозил в Россию водочную продукцию, произведенную на Украине. В прошлом году компания продала в России около 23 млн бутылок водки (0,5 л) – 1,15 млн дал. А по итогам 2007 года рассчитывает увеличить продажи до 70-80 млн бутылок (0,5 л) – 3,5-4 млн дал. Будет ли при этом прекращен импорт продукции с Украины, в концерне не говорят. По данным компании "Бизнес-Аналитика", объем российского рынка водки в натуральном выражении оценивается не менее чем в 247 млн дал. Общий объем продаж водочной продукции в 2005 году составил $14 млрд. Суммарная доля украинских производителей в России в 2005 году не превышала 4%. Из них доля ТМ "Мягков" составила 0,8%. А по итогам первого полугодия 2006 года она выросла до 1,5%. Стоит отметить, что это не первый пример открытия украинскими водочными компаниями собственного производства в России. Так, в конце июня "Союз-Виктан" купил завод "Айсберг" в пригороде Москвы (см. Ъ от 27 июня). Ранее о намерении построить заводы по производству водки в России заявили компании "Имидж Холдинг" (ТМ "Хортиця") (см. Ъ от 13 апреля) и Nemiroff (см. Ъ от 17 апреля). Примечательно, что в прошлом году, по словам господина Блескуна, его компания потеряла 3-4% рынка водки на Украине в натуральном выражении. Объем потребления водки в стране эксперты оценивают в 25-30 млн дал. "Рыночную долю мы не восстановили до сих пор",– сообщил он. Господин Блескун отметил, что потеря рыночной доли произошла вследствие смены компанией схемы дистрибуции и является временной. Впрочем, участники рынка в неофициальных беседах рассказали, что в прошлом году компания "Оверлайн" не оказывала должной рекламной и маркетинговой поддержки торговой марке "Мягков" на Украине. Эксперты объясняют намерения компании "Оверлайн" приобрести завод в России желанием восполнить потери рыночной доли на Украине. "Проще нарастить продажи в России, чем отвоевать потерянную долю на Украине, где конкуренция на порядок выше",– уверен президент ассоциации "Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака" Вячеслав Сокерчак. Его мнение разделяет управляющий партнер Stas Marketing Partners Андрей Стась. "Несмотря на то что российский рынок – крупнейший в мире, он не структурирован и на нем пока нет ярко выраженных игроков",– говорит он. По словам господина Стася, компания "Оверлайн" имеет все шансы нарастить продажи своей продукции до 4-5 млн дал в год в России. АЛЕНА Ъ-ГОЛУБЕВА КоммерсантЪ |