04.09.2006

Убавленная стомость. Сбор НДС отстал от экспорта



Правительство беспокоит снижение сбора НДС внутри страны. В отличие от других налогов рост поступлений по нему составил лишь 3% с начала года – с учетом инфляции объемы сбора налога падают. Разобраться с причинами происходящего поручено Минфину, Минэкономразвития и Федеральной таможенной службе (ФТС). По итогам разбирательства может быть отложено введение заявительного порядка возмещения НДС экспортерам, запланированное на январь 2007 года.

Поручение принято по итогам отчета Минфина об исполнении бюджета первой половины 2006 года на последнем заседании правительства. Отвечающим за доходную часть госказны ведомствам предписано провести анализ причин снижения сбора НДС, до этого стабильно приносившего треть всех бюджетных поступлений. Основания для беспокойства у премьера Михаила Фрадкова есть. Согласно данным ФНС, поступления налога в январе–июле 2006 года составили 542 млрд руб. и по сравнению с тем же периодом 2005 года выросли на 16 млрд руб. (или всего на 3%). Фактически это не рост, а недобор, ведь только за счет инфляции за этот период поступления НДС должны были бы вырасти на 7%. Одну из причин происходящего называет сама ФНС. По данным службы, сумма возмещения НДС экспортерам в январе–июле 2006 года составила 426 млрд руб., что на 60% больше, чем за тот же период 2005 года. Таким образом, отношение возвращенного налога к полученному (426 млрд руб. к 542 млрд руб.) составило беспрецедентные 78% (в 2005 году – 48%). В ФНС эту статистику комментируют довольно скупо. "Налогоплательщики стали гораздо активнее, примерно в 1,7 раза, предъявлять суммы к возмещению. Увеличение же числа требований связано со множеством причин, одна их которых – рост экспорта",– заявили Ъ в пресс-службе ведомства.

Сборы всех остальных налогов, кроме НДС (и акциза на алкоголь из-за кризиса с ЕГАИС), напротив, растут. Так, налога на прибыль собрано на 38% больше, чем за семь месяцев 2005 года. В целом же налоговые доходы выросли на 23%. Примечательно, что Минфин уже согласился с провалом плана сбора НДС. В материалах к проекту бюджета на 2007 год, внесенному неделю назад в Госдуму, отмечается, что НДС в 2006 году будет собрано 958 млрд руб. при утвержденной законом о бюджете 2006 года сумме 1,124 трлн руб. Недостача, согласно цифрам Минфина, ожидается именно по линии ФНС. Таможенная служба, собирающая НДС при импорте, план с большим запасом должна перевыполнить.

Эксперты объясняют снижение сборов НДС в основном вступившими с силу в 2006 году изменениями в главу Налогового кодекса об НДС. Как пояснил Ъ руководитель налоговой практики компании Energy Consulting Всеволод Леви (в прошлом замглавы департамента косвенных налогов МНС), свою роль в росте возмещения могли сыграть изменения главы НК об НДС – переход на метод уплаты налога "по отгрузке" (когда уплата налога и его возмещение происходят еще до получения денег по сделке), отмена обложения авансов по экспортным операциям, изменение порядка вычетов НДС при осуществлении строительно-монтажных работ. Нововведения в НК и связанные с ними потери должны были быть учтены Минфином при разработке проекта бюджета 2006 года. Так, на сокращение поступлений НДС из-за ускоренного порядка зачета налога при капстроительстве Минфин закладывал 140 млрд руб., переход на метод "по отгрузке", наоборот, должен был добавить в госказну 57 млрд руб. Однако, очевидно, расчеты были некорректны.

Как ни странно, кризис со сбором НДС может оказаться на руку ФНС: налоговики всегда выступали против перехода к методу "по отгрузке", полагая, что он приведет к расцвету криминальных схем. Уже в марте 2006 глава ФНС Анатолий Сердюков заявил, что нововведение снизило эффективность налогового контроля, ведь вычет по НДС теперь предоставляется еще до оплаты сделки, которая может оказаться фиктивной и платить налог с которой предприниматели вовсе не собираются. "Переход на метод уплаты и вычета НДС 'по отгрузке' действительно мог привести к росту применения мошеннических схем,– полагает юрист компании 'Пепеляев, Гольцблат и партнеры' Вадим Зарипов.– Ведь теперь для получения вычета не нужно реально оплачивать товары и услуги, а достаточно выписать счет-фактуру поставщику".

Возможны, впрочем, и другие объяснения фактического снижения сборов НДС. Так, одной из составляющих может оказаться активность властей в борьбе с "серыми" (в первую очередь страховыми) схемами выплат зарплат. Не секрет, что значительная часть средств, направляемых предприятиями на "серые" зарплаты, является сэкономленными налогами, в том числе НДС. Еще одной составляющей может оказаться процесс огосударствления экономики: для госкомпании возмещение экспортного НДС, как правило, несколько проще из-за возможности включения административного ресурса.

Поручение министерствам найти виновных в недоборе НДС может сказаться на налогоплательщиках уже через несколько месяцев. Дело в том, что 1 января 2007 года должен вступить в силу давно обещанный бизнесу заявительный порядок возмещения НДС при экспорте, реализация которого, по прогнозу Минфина, может привести к дополнительному выпадению доходов бюджета в размере 140 млрд руб. По данным Ъ, сейчас по обращению администрации президента в правительстве рассматривается возможность отказа от заявительного порядка. Нынешние сложности со сбором НДС только добавят аргументов сторонникам этого явно недружественного по отношению к бизнесу шага.

ВАДИМ Ъ-ВИСЛОГУЗОВ

КоммерсантЪ