Интернет-провайдеры объявили ценовую войнуС начала сентября все крупные московские провайдеры обновили тарифные сетки, снизив цену безлимитных тарифов в среднем на треть. Эксперты считают, что эти акции заставят большинство провайдеров интернета по dial-up свернуть деятельность, а также приведут к снижению доли крупнейшей московской интернет-компании "Стрим" на рынке новых подключений. В минувшую пятницу о смене тарифных сеток объявили все пять крупнейших московских публичных интернет-провайдеров: "Стрим", "Комкор-ТВ" (продает услуги под брэндом "Акадо"), Центральный телеграф (брэнд QWERTY), "Корбина Телеком" и NetByNet. Большинство новых тарифов у провайдеров – безлимитные. Стоимость неограниченного доступа в сеть снизилась в среднем на 25-35%. До сентября безлимитное подключение к сети на скорости 128-256 кбит/с обходилось абонентам в среднем в 600-750 руб. в месяц, а после введения новых тарифов, таких, например, как "Супер Джет" ("Акадо") и Qwerty Unlin (Центральный телеграф), цена месяца на аналогичных скоростях составляет 420-450 руб. Участники рынка поясняют, что коррекция цен и условий доступа – следствие бурного сетевого строительства, которые крупные провайдеры ведут в Москве в последние два года. Географическое расширение сетей привело к тому, что провайдеры, бизнес которых ранее не пересекался, вступили в прямую конкуренцию с друг другом. "Раньше большую часть районов покрывал только 'Стрим', остальные компании обслуживали пару или тройку микрорайонов и никак не пересекались друг с другом,– говорит старший вице-президент компании 'Корбина Телеком' Александр Малис.– А теперь, к примеру, в центре сейчас действуем и мы, и 'Стрим', и 'Акадо', а кое-где еще и домашние сети". Эксперты прогнозируют дальнейшее снижение тарифов на широкополосный доступ и рост его абонентской базы. "Я не исключаю, что, если провайдеры не заморозят цены, к концу года безлимитный широкополосный доступ будет стоить менее $15,– считает аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева.– И через три-четыре года к выделенным линиям будет подключено 2,5-3 млн московских домохозяйств – свыше 70%". По оценкам J`Son & Partners, к концу этого года количество "квартирных" абонентов широкополосного доступа (сейчас их в Москве около 800 тыс.) увеличится на 20%, а уже к середине 2007 года их количество может вырасти до 1,5 млн. "Борьба развернется за более чем 400 тыс. пользователей dial-up-интернета. Подавляющее большинство этих пользователей в ближайшие месяцы подключатся к широкополосным сетям, у dial-up-провайдеров останется очень небольшая нишевая группа пользователей",– отмечает аналитик компании Борис Овчинников. Другим следствием ценовой войны может стать изменение позиций провайдеров на рынке новых подключений. Сейчас наибольшую долю на нем занимает "Стрим" – из 200 тыс. абонентов, подключившихся в первом полугодии, 40% выбрали его услуги. Конкуренты "Стрима" надеются, что до конца года его доля в новых подключениях упадет до 5-10%. "Усиление конкуренции ослабит позиции 'Стрима'. Опросы наших клиентов свидетельствуют, что 17% из них ранее пользовались услугами 'Стрима', однако отказались от них,– говорит коммерческий директор 'Акадо' Сергей Бешев.– Технология ADSL, которую использует 'Стрим', технически не позволяет многим подключаться на высокой скорости, по отзывам пользователей, качество вещания 'Стрим ТВ' оставляет желать лучшего". В компании "Система-Телеком", управляющей "Стримом", не согласны с прогнозами конкурентов. "Конкурентное преимущество 'Стрима' в том, что, в отличие от конкурентов, ему не требуется организация дорогостоящей инфраструктуры связи в каждую квартиру, пользователю достаточно иметь телефон МГТС,– говорит заместитель генерального директора Семен Рабовский.– Кроме того, 'Стрим' имеет опыт маркетинга, продвижения услуги". Также в "Системе-Телеком" указывают, что 1 сентября "Стрим", как и конкуренты, сделал ряд маркетинговых ходов. Провайдер начал программу лояльности, в рамках которой для всех подключившихся к нему не менее трех месяцев назад скорость доступа будет повышаться. Например, те, кто пользовался подключением на скорости 128 кбит/с, автоматически переключаются на скорость 256 кбит/с. ВИКТОР Ъ-ХИЛЬКО КоммерсантЪ |