05.09.2006

Потребительское кредитование теряет привлекательность

Прогнозируемое снижение популярности потребкредитов начало сказываться на бизнесе профильных банков. По итогам первого полугодия активы Хоум кредит энд финанс банка (ХКФ-банка) снизились на 7%. Но ХКФ-банк уже начал активно развивать более перспективное направление револьверных карт, констатируют эксперты.
На 1 июля 2006 года активы ХКФ-банка сократились до 36,5 млрд руб. по сравнению с 39,4 млрд руб. на начало года, говорится в отчетности банка по МСФО. С начала года объем потребкредитов, выданных банком, сократился с 26,4 млрд руб.
до 22,7 млрд руб. на 1 июля 2006 года.
Это первый случай сокращения активов и кредитного портфеля у банков, специализирующихся на потребкредитовании.
Известно, что с начала года ХКФ-банк перешел на более жесткий порядок одобрения кредитов в торговых точках с целью улучшения кредитного портфеля (просрочка по кредитам по итогам года у банка составила 12%). Кроме того, с прошлого года банк начал наращивать портфель кредитных карт - менее рисковый продукт с более длительной процедурой одобрения клиента, чем в случае потребкредита в торговой точке. На 1 июля банк выпустил 3 млн револьверных карт и занял вторую позицию на рынке кредитных карт с долей в 5,2%.
Однако в банке не связывают уменьшение активов только с сокращением портфеля потребкредитов. "Основная часть сокращения активов связана с возвращением ранее привлеченных банком средств (в частности, кредита "Кристмас Фасилити", привлеченного у BNP Paribas) и офертой по второму облигационному займу (на это ушло более 1 млрд руб.)",- пояснили в пресс-службе ХКФ-банка.
Возможно, темпы выдачи потребкредитов оказались меньше, чем банк рассчитывал, образовались избыточные средства, и банк их вернул, чтобы не платить проценты зря, рассуждает аналитик инвестдепартамента Внешторгбанка 24 Станислав Клещев. "В ситуации снижения спроса на потребительские кредиты держать на балансе свободные средства, которые банк не может пустить в оборот, было бы нерациональным. Тем более что ХКФ-банк пока только приступил к реструктуризации своего кредитного портфеля в пользу кредитных карт, и объем выданных им таким способом кредитов невелик",- говоританалитик Газпромбанка Михаил Зак. Он уверен, что спрос на потребительские кредиты близок к насыщению: "Намечается тенденция к замещению займов под залог товара кредитованием через кредитные карты. А у ХКФ-банка уменьшение за последние полгода в его портфеле объема потребительских кредитов было практически компенсировано ростом займов, выданных через карты".
С банковскими аналитиками согласны и ритейлеры, которые давно заметили тенденцию к сокращению объемов потребкредитов в торговых точках. "Действительно, такая тенденция есть. Например, по нашей сети количество товаров, проданных в кредит, сократилось с 35-36% в прошлом году до 31% в этом году",- говорит пресс-секретарь "Техносилы" Надежда Сенюк.
Лидер сегмента потребкредитования "Русский стандарт" еще не опубликовал отчетность по МСФО за первое полугодие.

ЕЛЕНА ХУТОРНЫХ

Деловая газета "Бизнес"