Омоложение российского авторынка
Портрет российского покупателя нового автомобиля становится ближе к европейскому, правда, пока только в столице. Средний автомобилист молодеет, растет доля женской покупательской аудитории. Однако число покупающих автомобиль впервые намного выше, чем в Европе, и снижаться в ближайшее время не будет, прогнозируют эксперты.
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), российский покупатель нового автомобиля почти на десять лет моложе европейского. С этим соглашается независимый эксперт авторынка Валерий Тараканов, который отмечает, что в основном покупателями автомобилей сегодня являются образованные молодые люди до 30 лет, имеющие высокооплачиваемую работу. "Их доля будет расти с каждым годом",- добавляет он. "Если раньше владельцами автомобилей были в основном мужчины в возрасте 50-60 лет, которые смогли накопить средства, а женщин, школьников и студентов даже не рассматривали как потенциальных покупателей, то сейчас наблюдаются тенденции омоложения аудитории и увеличения женской доли",- говорит директор проекта Auto-Dealer.ru Олег Дацкив.
"Большое количество среди покупателей студентов, чего раньше не было",- добавляет руководитель отдела маркетинга Genser Ольга Михеева.
По данным АЕБ, средний возраст россиянина, приобретающего автомобиль,- 37 лет, тогда как европейца - 46,7.
Тенденция омоложения потенциальной аудитории покупателей автомобилей подтверждается ориентацией некоторых автопроизводителей, к примеру, Fiat рассчитывает именно на российскую молодежь.
Все чаще в автосалоны стали заходить женщины, процент которых среди покупателей машин был ничтожным.
По статистике ассоциации, доля покупателей-женщин в России (16%) пока ниже, чем в Европе (31%). Тараканов уверен, что ситуация в Москве и Санкт-Петербурге отличается от регионов. "Доля женщин за рулем растет прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге, где она приближается к 25-30%",- говорит эксперт.
В целом заметна тенденция приближения современного портрета российского автопокупателя к европейскому. Ольга Михеева отмечает, что особенно чувствуется она в столице. Однако число российских покупателей,приобретающих первый в своей жизни автомобиль, эксперты прогнозируют, не будет уменьшаться еще несколько лет. Сегодня, по данным исследования, 12% покупателей в России впервые приобретают автомобиль, в то время как в Европе этот показатель составляет лишь 1%.
"Скорее всего, он снижаться не будет- уровень автомобилизации в России все равно остается ниже европейского",- говорит Валерий Тараканов.
"Доля россиян, которые впервые приобрели автомобиль, в 12% говорит о высоком приросте рынка (50%), а низкий показатель в Европе в 1% подтверждает низкий рост рынка в целом - 2-3%",- считает Олег Дацкив.
Дилеры также отмечают качественные изменения портрета современного покупателя. "Если три-четыре года назад при покупке иномарки в меньшей степени обращали внимание на безопасность и комплектацию, то сегодня предъявляемая покупателем планка более высокая",- рассуждает Ольга Михеева. Изменилось и понимание иностранного автомобиля. "Если раньше покупали отечественный автомобиль или иномарку, то теперь понятие иномарки фактически ушло, клиенты выбирают между сильными брэндами: японскими, немецкими, французскими и американскими",- добавляет она.
ОЛЬГА САМОФАЛОВА
Деловая газета "Бизнес"
|