«Юг Руси» стал главным по маслу
Как стало известно "Бизнесу", группа компаний "Русагро" продала масляное направление своего бизнеса агропромышленной группе "Юг Руси". В состав сделки не вошел Екатеринбургский жиркомбинат, контроль над которым остается у группы "Русагро". Эксперты считают, что "Юг Руси" отдал около $80 млн не за перерабатывающие мощности, а за единоличный контроль над большой сырьевой зоной.
О том, что группа "Русагро" продала свои основные масляные активы - Краснодарский МЖК, Лабинский МЭЗ, Кропоткинский МЭЗ и Лискинский МЭЗ, "Бизнесу" рассказали топ-менеджеры этих предприятий. В частности, гендиректор Лискинского МЭЗа Георгий Пономаренко рассказал, что управляющей компанией предприятия является "Юг Руси", на условиях анонимности то же самое подтвердили и представители остальных заводов. В "Юге Руси" вчера отказались прокомментировать сделку, ссылаясь на то, что никаких распоряжений от руководства по этому поводу не поступало. Однако в "Русагро" официально заявили, что на двух из четырех заводов вчера произошло переизбрание совета директоров: "Сегодня прошли внеочередные собрания акционеров на ОАО МЖК "Краснодарский" и ОАО "Маслоэкстракционный завод "Лискинский". На собрании был избран новый состав директоров и ревизионная комиссия. В состав директоров вошли представители холдинга "Юг Руси"".
"На сегодняшний день права собственности на акции ОАО МЖК "Краснодарский" и ОАО "Маслоэкстракционный завод "Лискинский" переведены на холдинг "Юг Руси", но говорить о том, что сделка завершена,- преждевременно",- сообщили в "Русагро". Однако сразу два источника, близких к компании, рассказали "Бизнесу", что сделки по Лискинскому МЭЗу и Краснодарскому МЖК фактически завершены, а по Лабинскому и Кропоткинскому МЭЗам находятся "в процессе". По их информации, единственным масляным активом "Русагро" останется Екатеринбургский жиркомбинат, мощности которого рассчитаны на производство более 80 тыс. тонн майонеза и маргарина в год. По данным группы, продукция предприятия занимает до 80% рынка в Свердловской области и до 60% в уральском регионе. Таким образом, сделка между сенатором Белгородской области ВадимомМошковичем и сенатором Ростовской области Сергеем Кисловым, которым принадлежат соответственно ГК "Русагро" и АПГ "Юг Руси", стала крупнейшей на российском масложировом рынке, а АПГ "Юг Руси" получила на нем безоговорочное лидерство. Напомним, в начале лета "Юг Руси" приобрел у "Русагро" 100% акций Аннинского МЭЗа, а около месяца назад получил кредит от ЕБРР и синдиката банков в размере $146,5 млн на расширение посевных площадей и запуск новой премиальной линейки бутилированного масла.
Эксперты считают, что "Юг Руси" заплатил в первую очередь за охват большой сырьевой зоны, а "Русагро" вышла из масложирового бизнеса из-за "перегретости" рынка. Гендиректор торгового дома WJ Алексей Коломин думает, что сами заводы и брэнды, принадлежавшие "Русагро", не являлись главной целью "Юга Руси".
"Стоимость мощностей и брэндов "Русагро" меньше, чем возможная выгода от объединения сырьевых зон всех этих предприятий. На рынке сумму сделки оценивают примерно в $80 млн, и главное, за что заплатил "Юг Руси",- именно единоличный контроль над сырьевыми зонами.
Впрочем, группа как была, так и остается лидером отрасли, правда, теперь она сильно укрепила свои позиции",- резюмирует Коломин.
Исполнительный директор аналитического центра "Совэкон" Андрей Сизов говорит, что маслоэкстракционная отрасль в значительной степени "перегрета". "Из-за явного несоответствия предложения сырья мощностям ожидается обострение конкуренции и снижение рентабельности операций по производству сырого масла. Располагая значительными перерабатывающими мощностями, "Русагро" так и не смогла занять существенную долю на рынке бутилированного масла из-за отсутствия крепких брэндов. "Юг Руси" же, напротив, является не только лидером по переработке, но и лидером на рынке бутилированного масла с брэндом "Золотая семечка". Продажа маслозаводов "Русагро", вероятно, первая ласточка окончания стадии экстенсивного роста рынка растительного масла. На фоне ожидаемого увеличения конкуренции можно ждать снижения темпов роста перерабатывающих мощностей, активизации процессов слияний и поглощений и выбытия с рынка наименее эффективных игроков'BB,- считает Сизов.
ВЛАДИМИР РАВИНСКИЙ
Деловая газета "Бизнес"
|