06.09.2006

Бензиновый сговор. Производители иностранных автомобилей предлагают крупным нефтяным компаниям круговую поруку



Они хотят получить от компаний гарантии качества топлива, обязуясь в ответ рекомендовать своим клиентам АЗС определенных брендов. У нефтяников эта инициатива горячего одобрения пока не вызвала, зато уже заинтересовала ФАС.

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса намерен сделать российским производителям ГСМ предложение, от которого те, казалось бы, не должны отказаться. Комитет, как заявил в понедельник его председатель Хенрик Нензен, планирует оформить договоренности с одним или несколькими крупными производителями топлива, готовыми гарантировать качество продукции вплоть до конечного пункта – заправочных станций. В свою очередь автопроизводители смогут рекомендовать своих партнеров и их места заправки покупателям автомобилей.

Комитет автопроизводителей объединяет 16 компаний (импортеров и производителей), представляющих 33 мировых автомобильных марки, официально продаваемых на российском рынке. Ассоциация европейского бизнеса в РФ существует в России с 1995 года и представляет интересы своих более чем 500 членов – преимущественно европейских компаний, работающих на российском рынке.

На такую нетрадиционную меру автопроизводителей вынудило плачевное положение с качеством топлива на российских заправках. «Комитет считает, что данная мера должна улучшить существующую неконтролируемую ситуацию и в первую очередь призвана помочь автолюбителям сократить количество технических проблем с автомобилями», – говорится в сообщении комитета. «Мы получаем многочисленные жалобы на российских потребителей на сложность эксплуатации современных двигателей, рассчитанных на качественное топливо», – поясняет пиар-менеджер российского Ford Екатерина Кулиненко. По ее словам, часто в топливе находятся примеси, вредные как для двигателя, так и для окружающей среды. Автомобильные дилеры отмечают, что основная проблема российского бензина в том, что для повышения октанового число производители топлива пользуются присадками. «Их использование приводит к тому, что масло окисляется в несколько раз быстрее. К тому же осенью и весной повышается содержание смолы в бензине, что также приводит к печальным для двигателя последствиям», – отмечает управляющий директор автоцентра «Овод» Инга Ильина. Многие автопроизводители вынуждены сокращать пробеги между регулярным техническим обслуживанием со стандартных в Европе 30 тыс. км до 15–20 тыс.

«И даже сокращенного интервала порой бывает недостаточно», – констатирует Ильина.

Еще одной проблемой является неисправность свечей – они могут испортиться даже после одной некачественной заправки. Дилерам в принципе это выгодно, каждая замена свечей приносит им доход как за работу, так и за продажу запчастей. «С другой стороны, мы получаем много недовольных клиентов. Если бензин будет более качественным, мы снимем с себя эту головную боль, и в целом это будет более выгодно для дилеров», – говорит Инга Ильина.

Предложение автопроизводителей выглядит привлекательным для нефтяников: иномарок с каждым годом становится все больше. Однако нефтяные компании отнеслись к инициативе спокойно. «Контроль качества ГСМ можно только приветствовать, – заявили "Газете.Ru" в пресс-службе ЛУКОЙЛа. – Но до получения детальных предложений говорить о возможном сотрудничестве с комитетом преждевременно». «У нас и так принимаются необходимые меры для контроля качества топлива от производства до доставки его на АЗС, – подчеркивают в ТНК-ВР. – Автолюбители ориентируются на собственный потребительский опыт и имидж топливной компании. Никакой комитет автопроизводителей на рынок повлиять не сможет». Зато предложение комитета уже привлекло внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

«При первом рассмотрении предложений комитета есть признаки нарушения нового закона "О защите конкуренции" (вступает в силу с 1 октября. – "Газета.Ru"), речь идет о так называемом вертикальном соглашении, – сообщил "Газете.Ru" заместитель начальника управления по контролю и надзору в ТЭК ФАС РФ Александр Пироженко. – Документы направлены нашим профильным специалистам и будут проанализированы в терминах нового закона». Хотя нефтяники на мнение ФАС ориентироваться не намерены. «С антимонопольным комитетом у нас идет многолетняя переписка в отношении нашей деятельности в Нижегородской области, – констатировали в "ЛУКойле", – в ответ на меры ФАС у нас есть свои инструменты, тот же арбитражный суд».

Однако достичь своей цели комитету все же вряд ли удастся. Договор с какой бы то ни было ассоциацией не заставит нефтяные компании менять свои производственные стандарты и не будет способствовать повышению качества топлива, подчеркивает аналитик ИК «Финам» Тимур Хайруллин.

Для изменения ситуации с ГСМ нужны не пиар-акции, а реальные меры, в частности, дифференциация акцизов на бензины в разным октановым числом, добавляет аналитик ИК «Центр Инвест» Максим Иванов. А такие решения принимаются на уровне правительства страны, а не организации бизнесменов.

Анна Фирсова, Роман Гуляев

Газета.RU