07.09.2006

Когда компании примеряли чужой брэнд 



Паразитировать на раскрученной марке конкурента, поменяв одну-две буквы,– удел небольших компаний, выживающих в тени гигантов. Но иногда копированием конкурентов не брезгуют и лидеры – в этом случае патентные войны затягиваются на годы.


1. Порошок маленькой феи. Концерн «Калина» и «Нэфис косметикс», крупнейшие в России производители косметических средств и бытовой химии, отозвали все судебные иски друг против друга. В апреле 2003 года между лидерами отрасли началась настоящая брэндовая война. Сначала «Калина» вывела на рынок стиральный порошок TriMax, упаковка которого была практически идентична упаковке порошка BiMax, выпускаемого «Нэфис» с 2001 года. «Нэфис» не остался в долгу и в 2004 году выпустил детский шампунь под торговой маркой «Миленькая фея», имитируя марку косметической серии «Маленькая фея», созданной «Калиной» в 1995-м. За три года компании подали друг на друга 46 исков, размер взаимных денежных претензий превышал 1,2 млрд руб. Инициатором примирения стала «Калина», акции которой торгуются на российских биржах и NYSE: компания сочла, что споры могут невыгодно повлиять на ее капитализацию.

2. Холдинг против концерна. Петербуржский промышленный холдинг «Фаэтон» зарегистрировал товарные знаки «Фаэтон» и Phaeton на территории России по классу 12 (безрельсовые транспортные средства) еще в 1995-м. И когда в 2002 году в России появились автомобили Volkswagen Phaeton, Роспатент не зарегистрировал эту торговую марку за VW. Впрочем, концерн не прекратил продажи машин на территории РФ. Тогда «Фаэтон» подал в суд два иска: к российскому представительству Volkswagen и его питерскому дилеру «Сигма моторс». Осенью 2004 года дело выиграл VW: Роспатент перерегистрировал на него товарный знак «Фаэтон», а холдинг «Фаэтон» лишился права на одноименный брэнд по классу 12, так как не использовал его более трех лет.

3. Компьютерная борьба. Microsoft контролирует 90% рынка операционных систем, но небольшая компания Lindows.com, основанная в 2001 году, заставила гиганта понервничать: ведь название ее операционной системы Lindows сильно напоминало название Windows. В течение трех лет монополист пытался «прикрыть» двойника, однако безуспешно, и в 2004 году предпочел заплатить $20 млн за права на торговый знак Lindows и сайты этой компании. Согласно договоренности, сама система была переименована в Linspire.

4. Затяжка пивом. В 2000 году в Санкт-Петербурге в продаже появились сигареты «Балтика-3» и «Балтика-9» производства компании «Мета-табак». Названия и оформление упаковки с использованием знака «три волны» возмутили руководство пивоваренной компании «Балтика»: осенью того же года она подала иск против табачников с требованием запретить реализацию этих сигарет. Суд встал на сторону пивоваров, и «Мета-табак» был вынужден отступить. Развивая успех, через год «Балтика» снова подала иск в Арбитражный суд Москвы, чтобы получить с «Мета-табака» компенсацию в размере 240 тыс. руб., но на сей раз потерпела поражение.

5. Гель от Супермена. Создатели Супермена подали в суд на английскую компанию Wella, производителя средств по уходу за волосами. В 2004 году компания DC Comics заявила, что гель под торговой маркой Kryptonite следует вывести из продажи. Дескать, каждый американец знает, что криптонит, вещество с планеты Криптон, смертельно опасно для героя. Продажа продукта с таким названием может повредить популярности персонажа, считали в DC Comics. Суд отказал в рассмотрении этого дела: ведь слово kryptonite не зарегистрировано как название товарной марки, принадлежащей DC Comics.

Секрет фирмы