14.09.2006

Недозаморозили. Михаил Фрадков побеседовал с нефтяниками о ценах на бензин



За встречей премьер-министра России Михаила Фрадкова с представителями нефтяных компаний большинство россиян следило с особым вниманием. За первые 8 месяцев 2006 года цены на бензин выросли на 9,3 процента, значительно опережая и без того высокую инфляцию. После переговоров глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что цены, скорее всего, останутся на прежнем уровне до конца года. Но на уступки нефтяникам по налогам правительство не пошло.
На июль-август каждого года приходится пик потребления бензина. Вслед за повышением спроса увеличивается и цена. Но не так резко, как в 2006 году. Только в августе текущего года цены на бензин выросли на 5,3 процента при общей инфляции в 0,2 процента. Причина подорожания топлива кроется не только в том, что спрос определяет предложение.

Правительство один раз уже договаривалось с нефтяниками относительно цен на топливо. 19 сентября 2005 года на совещании у главы Минпромэнерго Виктора Христенко ведущие нефтяные компании приняли решение заморозить цены на нефть до конца года, чтобы помочь чиновникам справиться с инфляцией.

Тогда соглашение подписали ТНК-BP, "Лукойл", "Сибнефть", "Роснефть", "Сургутнефтегаз" и "Татнефть", но сдержать рост цен в рамках прогноза все равно не удалось. Многие считают, что часть вины в этом и на бензиновом "сговоре" - после него ситуация на мировом рынке нефти несколько стабилизировались, а нефть даже подешевела. Но из-за замораживания цен это никак не сказалось на отечественных потребителях бензина.

Стоимость топлива на АЗС оставалась неизменной до лета 2006 года. За первое полугодие стоимость бензина повысилась только на 2,6 процента при общей инфляции в 6,2 процента. Но уже в июле нефтяникам надоело выполнять неофициальное соглашение с правительством.

В итоге почти через год после первой встречи правительству пришлось назначать вторую. На сей раз нефтяников пригласил уже не Христенко, а премьер-министр Михаил Фрадков. Что точно говорилось на встрече, неизвестно, а о том, что известно, скупо рассказал Герман Греф, вышедший перед журналистами. Однако о каких-то аргументах обеих сторон можно догадываться. Рассмотрим их по порядку.

Власть

Нефтяные компании получают только малую часть средств от продажи бензина в России. Гораздо больше их, как правило, интересует экспорт сырой нефти за границу. Правительство вполне могло бы попросить нефтяников заморозить бензиновые цены взамен на уступки в области добычи. Тем более, что такие уступки в 2006 году уже были - власти одобрили дифференциацию НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых), что позволит нефтяникам недоплатить в бюджет только в 2007 году 21 миллиард рублей.

Тем более, что подобные схемы в России используются и в других областях экономики. Например, "Газпром" продает газ на территории страны себе в убыток, что с успехом возмещает на иностранных партнерах. В 2005 году убытки газовой монополии от поставок газа внутри страны составили почти миллиард долларов.

Подобная схема используется и в компании "Российские железные дороги". Здесь за пассажирские перевозки расплачиваются владельцы грузов. То есть, по большей части, те же нефтяники.

Другой аргумент правительства высказал 12 сентября замглавы МЭРТ Андрей Шаронов. По его мнению, главной причиной роста цен является отсутствие конкуренции на рынке и антимонопольных механизмов, которые позволили бы бороться с картельными соглашениями и коллективным доминированием.

На первый взгляд, даже вертикально-интегрированных нефтяных компаний в России предостаточно. Это и "Роснефть", и "Лукойл", и "Газпром нефть", и "ЮКОС", который, впрочем, скоро продадут по частям. Но на огромной территории нашей страны да еще и с учетом того, что плотность бензозаправок значительно меньше, чем в Западной Европе, ситуация складывается действительно монопольная. Ведь АЗС может установить любую цену на топливо, если в радиусе 10 километров у нее нет конкурентов.

Нефтяные компании

Но не менее сильной представляется и позиция нефтяников. Даже госкомпании далеко не всегда и не во всем готовы подчиниться Кремлю. Большинство из них считает, что снизить цены на розничный бензин действительно можно. Весь вопрос состоит только в том, на что поменять эти уступки.

Глава
Глава "Лукойла" Вагит Алекперов, фото Reuters

По данным газеты "Коммерсант", нефтяники хотели бы снизить налоги и транспортные тарифы. Ведь стоимость нефтепродуктов приблизительно на половину состоит из налогов. Еще около 30 процентов съедают транспортные издержки. А экспортные пошлины на сырую нефть продолжают бить все рекорды - с октября за каждую проданную за рубеж тонну нефти компаниям придется платить 237,6 доллара.

Другая потенциальная помощь от государства – дальнейшая дифференциация НДПИ в зависимости от того, куда поставляется нефть. Кроме того, нефтяники были бы не против помощи государства в развитии отечественных НПЗ.

Наконец, ряду компаний мораторий на повышение цен даже может показаться выгодным без всяких уступок, но только если его ввести только на несколько месяцев. Цены на нефть на мировом рынке упали к 13 сентября до шестимесячного минимума. Введя мораторий, на это можно будет не обращать внимания и не снижать стоимость топлива на своих АЗС.

Итоги

Герман Греф, вышедший к журналистам после переговоров с нефтяными компаниями, заявил, что динамика цен на нефть за год не превысит максимально допустимый уровень инфляции, то есть 9 процентов. Это означает, что по сравнению с ценами на начало сентября стоимость бензина должна уменьшиться, по крайней мере, на 0,3 процента.

Каким способом правительство уговорило нефтяников, остается непонятным. Во всяком случае, существенных преференций они по итогам встречи с Михаилом Фрадковым не добились.

Герман
Герман Греф, фото с сайта g8russia.ru

Ряд СМИ назвал встречу "неудачей" правительства, поскольку никаких жестких решений принято не было. Нефтяники ограничились расплывчатыми обещаниями. Смысл их слов сводился к тому, что "мы, конечно, постараемся, но цены, может, и не снизятся". На этом бы и поставить точку, если бы не один пример... украинский.

Украина

У соседней страны, постоянно испытывающей перебои то с газом, то с нефтью, "бензиновые проблемы" как две капли воды похожи на российские. Уже в 2005 году правительство Юлии Тимошенко решило радикальным образом разобраться с ценами и просто заморозило стоимость бензина на уровне ниже рыночного. В результате на Украине разгорелся топливный кризис – российские компании просто перестали поставлять бензин в соседнюю страну.

Виктор Янукович повел себя несколько разумнее, пригласив к себе на переговоры 10 компаний, среди которых были и "Лукойл", и ТНК-ВР, и "Татнефть". Правительство и нефтяники сумели подписать соглашение, предусматривающее ограничение роста цен на бензин. Взамен Украина пообещала поддержать нефтепереработку на территории страны, вовремя возвращать НДС экспортерам нефтепродуктов и снизить расценки на железнодорожные перевозки топлива. Иными словами, в ситуации, аналогичной российской, просто пошло на уступки.

Александр Поливанов


LENTA.RU