18.09.2006

«Политика ЕС направлена против «Евроньюс»



Пять лет назад появилась русская версия телеканала «Евроньюс». Тогда ВГТРК приобрела 1,8% его акций, а уже через год российская доля достигла 16%. О том, как Россия пытается влиять на европейский канал, «Газете.Ru» рассказал заместитель гендиректора ВГТРК Андрей Быстрицкий.

ВГТРК владеет 16% акций канала «Евроньюс» наряду с государственными и общественными вещателями других стран. Но раньше среди акционеров канала была частная компания. Повлияло ли это на статус канала?

– Канал «Евроньюс» возник 15 с лишним лет тому назад как своего рода один из ответов на вопрос о том, как будет происходить европейское объединение. Затем он пережил разные фазы. Например, был у него такой период, когда он являлся партнерством, отчасти состоявшим из членов европейского общественного союза, а отчасти из частной английской компании ITN. За последние пять лет члены европейского общественного союза выкупили ее долю в «Евроньюс».

Теперь в составе акционеров «Евроньюс» нет частных компаний, а среди членов Европейского вещательного союза, которые являются акционерами компании, основную роль играют пять – французское, испанское, итальянское, швейцарское и российское телевидение.

Идеологическая позиция канала в связи с этим изменилась?

– Нет, и не могла измениться, потому что изначально «Евроньюс» позиционировался как транснациональный общеевропейский вещатель, которого отличает независимость редакции и принципиальная позиция – беспристрастное освещение всех событий в Европе и мире.

Каким образом ВГТРК попала в число акционеров «Евроньюс»? Это единственный случай участия российских медиакомпаний в подобных западных активах.

– Дело в том, что таких компаний, как «Евроньюс», просто больше нет. Этот канал был создан изначально как объединение членов Европейского вещательного союза, в который входят только те компании, которые можно называть общественными или государственными. Прежде всего, конечно, общественные – по своей задаче, миссии и способу владения.

Суть канала в том, что общественные вещатели объединились, сложили свою картинку и свои ресурсы, чтобы создать один общий информационный канал для европейцев.

В этом смысле ВГТРК был естественным партнером для этого объединения. В партнерах «Евроньюс» есть самые большие «элитные» страны – Франция, Испания, Италия, Швейцария и Россия.

Но есть еще по крайней мере две крупные страны, которые играют серьезную роль в Европе, – Германия и Англия.

– Германия участвует по полной программе в работе «Евроньюс».

Но закон, принятый после Второй мировой войны, запрещает публичным вещателям Германии инвестировать капитал вне страны.

Поэтому немецкая версия существует, но немцы не являются совладельцами компании. Хотя исправно оплачивают свое участие. Они полноправные партнеры, но у них есть чисто законодательные ограничения. С англичанами более своеобразная история – они сознательно не участвуют в «Евроньюс», хотя есть английская версия канала. Потому что они предполагают, что это конкурент ВВС. И, надо сказать, «Евроньюс» – успешный конкурент ВВС. Поэтому английскую версию делают все вскладчину.

Для ВГТРК участие в работе «Евроньюс» было государственным поручением?

– Для ВГТРК – как и для других вещателей – конечно, достаточно приятно и престижно быть совладельцами «Евроньюс». Для нас это развитие телевидения, продвижение наших информационных возможностей и новый опыт. Мы очень уважаем эту компанию и довольны ее работой, хотя считаем, что она может работать лучше. Но «Евроньюс» неплохо выступила на российском рынке. И для ВГТРК это добавило авторитета. Никакого государственного поручения, конечно, не было. Мы рассчитывали, что для нас это не будет убыточным проектом. И мы этого добились. У нас так хорошо развивается вещание «Евроньюс» в целом, что мы очень довольны экономическими показателями.

За счет чего «Евроньюс» приносит деньги?

– Владельцы «Евроньюс» настроены на то, чтобы канал был абсолютно самоокупаемым проектом. Другое дело, что это очень тонкий и экономически непростой процесс. В общем, канал стал гораздо прибыльнее в последнее время за счет аудитории. Увеличился охват, выросло смотрение.

В связи с чем?

– Больше стало интереса к мировой политике не только в России, но и за ее пределами. Увеличился охват канала – у нас стало гораздо больше зрителей, чем прежде. Теперь «Евроньюс» вещает и в Северной Америке, и на Ближнем Востоке, и в Азии, и в Европе мы расширяемся. Например, в Европе русская версия отчасти теснит другие языки. Кроме того, «Евроньюс» продает все больше рекламы, особенно на российском рынке.

«Евроньюс» многие воспринимают как рупор ЕС.

– Это поразительно наивно! В бюджете «Евроньюс» деньги ЕС играют очень относительную роль. Она выражается в ряде программ, которые идут при спонсорстве «Евроньюс». В соглашении канала с ЕС специально оговорено невмешательство в информационную политику.

Одна из главных обид ЕС как раз в том, что «Евроньюс» – независимый канал.

Мало того, политика ЕС направлена против таких вещателей, как «Евроньюс».

То есть?

– Еврокомиссия считает, что никаких общественных и государственных вещателей быть не может. Лучший способ распространения информации для ЕС – это система тендеров, где разные по виду собственности каналы выступают на равных основаниях. То есть если в Еврокомиссии хотят вещать программы для арабских меньшинств в Европе, им не приходит в голову использовать «Евроньюс». Они предлагают самым разным каналам выиграть тендеры на те или иные сегменты вещания. Знаменитый Амстердамский протокол (Документ, регулирующий общественное вещание в Европе. – «Газета.Ru») настроен на то, чтобы ограничить возможности общественных вещателей и их преимущества. И «Евроньюс» на равных со всеми состязается за гранты Европейской комиссии.

Почему российская телекомпания попала в объединение европейских вещателей задолго до того, как заговорили о вступлении России в ВТО?

– Здесь есть очень интересный момент. В сфере массовых коммуникаций – особенно электронных – все выглядит гораздо демократичней. И наши компании – ВГТРК, Первый канал, со временем и радиостанции – довольно быстро попали в международную орбиту. Дело в том, что идейно-технологически, интеллектуально наше вещание находится на очень высоком уровне.

В Европе всего шесть стран, где есть вещатели такого класса, как мы.

Это Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания и Россия. Причем это страны, где такие вещатели, как мы, имеют серьезные показатели. На той же Украине государственное телевидение находится в плачевном состоянии. На мой взгляд, по качеству вещания Россия находится на третьем-четвертом месте, деля эти места с англичанами, французами и немцами. Мы участвуем во всех обменах, конференциях, мы – большие игроки.

И все-таки в плане информационного вещания есть очень сильные игроки – BBC, СNN, с которыми тяжело равняться не только российским каналам, но и «Евроньюс».

– Конечно, CNN довольно популярен в Европе. В России же ни в коем случае. У нас CNN серьезно отстает от «Евроньюс». BBC тоже проигрывает. Тут надо понимать, почему они проигрывают. Конечно, CNN – авторитетный, быстрый канал, у них есть корреспонденты и т.д. А у «Евроньюс» нет корреспондентов – это же кооператив членов ЕС, они пользуются только той картинкой, которую им дают, они почти не производят собственные материалы.

Особенность «Евроньюс» в том, что он обобщает и распределяет картину.

И в этом его преимущество. «Евроньюс» выигрывает, потому что предлагает информацию на разных языках – испанский, португальский и пр. В России «Евроньюс» обходит и BBС, и CNN потому, что он работает на русском языке. Вот и весь секрет успеха. К тому же у «Евроньюс» нет ведущих, канал может использовать картинку более двадцати вещателей и нескольких агентов.

А другой проект ВГТРК – круглосуточный информационный канал «Вести» – не станет для «Евроньюс» конкурентом на рынке информационного вещания?

– Думаю, нет. Они дополняют друг друга. Телевидение давно диверсифицировалось, а аудитория слишком фрагментирована. Это разные каналы, скорее дополняющие друг друга. Потребители такого рода продуктов скорее дополняют друг друга, чем отрицают, потому что люди не смотрят один и тот же канал постоянно.

В мелькании, чередовании и сопоставлении – один из наиболее привлекательных для аудитории способов поведения.

ВГТРК не собирается увеличить свою долю в «Евроньюс»?

– Когда мы там появились, предполагалось, что крупные вещатели должны владеть примерно равными долями. И сейчас так и есть. Мы удовлетворены своей долей в «Евроньюс», тем более что это международный канал и доля эта означает долю ответственности, а не влияния.

Алина Ребель

Газета.RU