18.09.2006

"Силовые машины" стали ближе к РАО ЕЭС. Компанию возглавил технический директор энергохолдинга



Совет директоров ОАО "Силовые машины" сменил гендиректора компании. Вместо Игоря Клочко это кресло занял технический директор РАО "ЕЭС России" Борис Вайнзихер. Новый глава "Силовых машин" должен снизить их зависимость от экспортных контрактов, доведя долю внутренних продаж до 75%. Участники рынка уверены, что компания легко достигнет этого показателя за счет лояльности со стороны РАО ЕЭС, которое будет "подгонять" под "Силовые машины" основную массу тендеров на закупку энергооборудования.

В пятницу совет директоров ОАО "Силовые машины" единогласно утвердил назначение на пост главы компании технического директора РАО ЕЭС Бориса Вайнзихера (энергохолдингу принадлежит чуть более 25% акций ОАО, еще 30,4%, которыми владеет холдинг "Интеррос", переданы РАО в управление). Господин Вайнзихер будет совмещать обе должности. Экс-гендиректор "Силовых машин" Игорь Клочко сохранит место в совете директоров компании и будет назначен членом правления холдинга "Интеррос".

Игорь Клочко возглавил "Силовые машины" в июне прошлого года. Однако уже этим летом появилась информация о том, что РАО и "Интеррос" ищут нового гендиректора для "Силовых машин". Источник Ъ, близкий к компании, говорит, что ситуация была "почти катастрофической". "Срывались контракты, разбегались топ-менеджеры, у компании не было единой управляющей команды",– отмечает собеседник Ъ. Действительно, при Игоре Клочко в 2005 году "Силовые машины" получили чистый убыток более чем в $40 млн при выручке в $667,2 млн. На 2006 год прогнозируется снижение выручки до $650 млн. По данным источников Ъ в компании, топ-менеджера, который мог бы заменить господина Клочко, сначала искали на рынке, но безуспешно, и в результате вынужденным назначением стал приход Бориса Вайнзихера. Стратегической задачей, которую придется решить в "Силовых машинах" техническому директору РАО, станет расширение деятельности компании на внутреннем рынке. "Сейчас 75% выручки наши предприятия получают за счет экспортных заказов, через несколько лет при сохранении нынешнего уровня зарубежных заказов их доля в доходах должна снизиться до 25%",– сообщил в пятницу журналистам председатель совета директоров компании Сергей Батехин. По данным Ъ, увеличение доли "Силовых машин" на внутреннем рынке должно произойти за счет сводного пятилетнего заказа на оборудование РАО ЕЭС. Энергохолдинг обещает сформировать план закупок до конца года. После этого с учетом потребностей РАО и будет разработана стратегия развития "Силовых машин". По словам господина Батехина, при этом компании потребуется потратить на модернизацию производства $300-350 млн.

Один из способов получения денег на техперевооружение – создание на базе "Силовых машин" российского центра энергомашиностроения. В пятницу глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс сообщил, что возможность создания центра совет директоров энергохолдинга должен рассмотреть до конца года. Напомним, что заняться этим РАО попросил еще в июне глава Минэкономразвития Герман Греф. Однако в Минпромэнерго сомневаются в жизнеспособности этой идеи. "Консолидация предприятий должна проводиться участниками рынка,– пояснил Ъ директор департамента экономического анализа и перспективного планирования министерства Станислав Наумов.– Ни о каком госхолдинге в энергомашиностроении, создаваемом государством, речи не идет". Участники рынка, впрочем, отказываются даже обсуждать идею объединения.

Сергей Батехин, в свою очередь, не надеется на создание новой структуры и подчеркивает, что пока источник финансирования техперевооружения "Силовых машин" не выбран. "Этот вопрос будет решен до конца года,– поясняет господин Батехин.– Пока у нас нет полной определенности, будет ли это закрытая или открытая эмиссия акций, выпуск облигаций или что-то другое". Впрочем, источник Ъ, близкий к РАО ЕЭС, считает, что господин Батехин надеется на заказы на оборудование от РАО, которые и позволят провести модернизацию самих "Силовых машин". В энергохолдинге при этом утверждают, что будут размещать заказы только по итогам конкурсов. "'Силовые машины' будут участвовать в конкурсах на равных условиях с другими компаниями, и никаких преференций у них не будет",– обещают в РАО ЕЭС. Однако участники рынка уверены, что тем или иным способом энергохолдинг обеспечит для "Силовых машин" гарантированный объем заказов. "Они просто разработают условия конкурса де-факто под 'Силовые машины'",– поясняет Ъ высокопоставленный представитель одной из машиностроительных компаний.

АЛЕКСАНДРА Ъ-ГРИЦКОВА, ЕКАТЕРИНА Ъ-ГРИШКОВЕЦ, ИВАН Ъ-МАКАРОВ, Санкт-Петербург

КоммерсантЪ