Бюджет-2007 рекомендован к принятиюБюджетный комитет Госдумы вчера рекомендовал принять проект бюджета-2007 в первом чтении. Заключение комитета обобщает все претензии к проекту бюджета, впрочем, на ход его рассмотрения Госдумой они не повлияют. Первое чтение проекта бюджета-2007 пройдет на пленарном заседании в эту пятницу. Вчера на заседании бюджетного комитета достоинства нового бюджета депутатам разъясняли заместители министра финансов Татьяна Голикова и министра экономического развития Андрей Белоусов. Госпожа Голикова сосредоточилась на содержащихся в проекте новациях. Например, в пояснительной записке к бюджету информация дана по главным распорядителям бюджетных средств (ГРБС), что является "первым шагом по направлению к оценке их результативности". Бюджет стал меньше зависеть от нефтегазовых доходов: в 2006 году ненефтегазовые доходы составляют 48,2%, а в 2007-м – 54,3%. Среди прочих достоинств: более четко прописан бюджет нацпроектов, до 110,6 млрд руб. увеличены расходы инвестфонда, выделены инвестиции на реформу электроэнергетики и железнодорожного транспорта. Андрей Белоусов со своей стороны пообещал, что уже в следующем году укрепление рубля в реальном выражении составит всего 4,8% (это почти в два раза меньше, чем в этом году), а номинальный курс рубля останется практически неизменным. Тем самым конкурентоспособность российских предприятий теперь будет зависеть не столько от притока нефтедолларов, сколько от уровня инфляции и качества менеджмента. Последнее, очевидно, является одним из тех самых "структурных ограничений", которые делают невозможным удвоение ВВП к 2010 году,– это господин Белоусов был вынужден признать. Впрочем, макроэкономическая часть явно вызвала недоверие комитета. Там сомневаются, что правительству в 2007 году удастся удержаться в рамках инфляции в 6,5-8%. Это означает, что все планы правительства по модернизации экономики, в том числе озвученные недавно премьер-министром Михаилом Фрадковым, могут быть поставлены под сомнение. Расходная часть бюджета вызвала у депутатов немного возражений: они в основном согласились с полезностью новаций. Кое-что они, впрочем, попробовали прояснить. Например, выяснилось, что пояснительная записка в разрезе ГРБС весьма полезна. Однако для оценки результативности в бюджете не хватает данных о реестре расходных обязательств министерств и ведомств и планируемых индикаторах их результативности. Кроме того, комитет указал на то, что запланированная 15-процентная индексация зарплаты бюджетников по-прежнему не доводит минимальную зарплату до прожиточного минимума. По доходной части бюджета вопросы оказались весомее. Например, депутаты считают, что правительство завысило планы поступления НДС, ведь переход от разрешительного к заявительному принципу возмещения может привести к снижению собираемости НДС. В сфере межбюджетных отношений комитет указал, что уровень доходов бюджетов регионов за счет трансфертов из федерального бюджета увеличивается с 12% в 2005 году до 17,9% и такая бюджетная централизация не является позитивным фактором. Однако у Минфина на все претензии депутатов есть свои аргументы. По словам Татьяны Голиковой, регионы предпочитают выравнивание своих доходов через увеличение помощи из центра, нежели через налоговое регулирование. В итоге сводные рекомендации оказались скудными. Самые главные – повысить эффективность расходов и управления стабфондом. Несмотря на положительную рекомендацию комитета, сегодня министр финансов Алексей Кудрин еще раз разъяснит все позитивные стороны нового бюджета на заседании президиума фракции "Единая Россия". ИРИНА Ъ-ГРАНИК КоммерсантЪ |