25.09.2006

Госучреждения становятся немного частными



Госдума в пятницу приняла во втором чтении закон "Об автономных учреждениях", дающий организациям социальной сферы коммерческие свободы в обмен на частичную потерю госстатуса. В качестве уступки левой оппозиции, которая всю минувшую неделю проводила пикеты против приватизации "социалки", Дума внесла в законопроект "политические" коррективы. Законопроект об автономных учреждениях (АУ) задумывался как пропуск в коммерческий сектор государственных учреждений – в первую очередь образования, здравоохранения и культуры. АУ получит право распоряжаться своим бюджетом (тратя деньги не только на текущую деятельность, но и на развитие материально-технической базы или на программы развития), открывать счета в банках (пока можно иметь лишь казначейские счета) и, главное, распоряжаться доходами от своей деятельности и имуществом, приобретенным на эти доходы.

Платой за частичную потерю госстатуса станет отказ государства от субсидиарной ответственности – по своим долгам АУ заплатит самостоятельно. А помимо администрации АУ (руководителя, ученого или художественного совета) им будет управлять и наблюдательный совет – из представителей органов власти, общественности и трудового коллектива. С критикой проекта первым выступило ректорское сообщество, к нему присоединились коммунисты, а накануне второго чтения члены Общественной палаты Александр Калягин, Александра Очирова и Ирина Роднина потребовали и вовсе отложить рассмотрение законопроекта в Госдуме "до проведения общественной экспертизы". Противники закона предрекали насильственный перевод госучреждений в АУ, приватизацию и полную коммерциализацию "социалки".

Впрочем, идеолог закона ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов убежден, что опасность приватизации в законе не выше, чем в случае с бюджетными организациями: "Если захочет учредитель вывести активы, он это сделает и в случае с госучреждением". Кроме того, АУ предполагает единственного собственника в лице государства.

На самом деле ректоров и культурное сообщество волновала скорее надстройка в виде наблюдательного совета, получающего права выносить рекомендации по уставу и планам хозяйственной деятельности АУ. На одной из встреч с руководством "Единой России" ректоры признались, что "внешнее управление в вузах отберет права ученого совета и ректора, и автономия вузов ликвидируется полностью" (напомним, что законом об утверждении руководителей вузов органами власти Госдума уже подточила ректорскую самостоятельность). По той же причине, по информации Ъ, против законопроекта выступила и инициативная группа общественной палаты во главе с Александром Калягиным: театральное сообщество не склонно делить право управления театрами с наблюдательными советами.

Во втором чтении Госдума все же пошла на политические уступки – зафиксировала добровольный переход в АУ и невозможность изъятия имущества госучреждения в момент преобразования. Зато роль наблюдательного совета в проекте лишь усилилась: он будет контролировать выбор аудитора и размещение средств в банках. Укрепляя наблюдательный совет, авторы проекта воспользовались логикой своих оппонентов: при помощи совета, по их мнению, и будет гарантировано целевое – "социальное" – использованием доходов АУ.

ЮЛИЯ Ъ-ТАРАТУТА

КоммерсантЪ