26.09.2006

Книги, CD и DVD сдвигают прилавки. Форматы магазинов по торговле книгами и аудиовидеопродукцией постепенно сближаются



Форматы магазинов по торговле книгами и аудиовидеопродукцией постепенно сближаются: книжные магазины включают в ассортимент CD и DVD, а продавцы мультимедиа начинают торговать книгами. Ритейлеры объясняют тенденцию увеличением конкуренции и желанием за счет ассортимента повысить продажи с 1 кв. м.
Недавно об открытии тестового мультимедийного отдела в одном из своих магазинов объявила очередная крупная книжная сеть - петербургский "Буквоед". "Книги и аудиовидеопродукция схожие сегменты, и расширение ассортимента за счет медианосителей должно увеличить средний чек в магазинах",- говорит владелец "Буквоеда" Денис Котов. Он предполагает, что за счет медиапродуктов размер средней покупки может вырасти на 15-20%.
За последние несколько лет CD и DVD начали продаваться в магазинах некоторых крупных сетей, в том числе в "Топкниге", крупнейшем книжном ритейлере в стране (брэнды "Литера", "Лас-Книгас", "Книгомир"), в принадлежащей издательству АСТ сети магазинов "Буква". "Расширение ассортимента дает синергетический эффект: наши исследования показали, что потребитель вполне готов покупать товары сходного профиля на единой торговой площадке",- говорит коммерческий директор АСТ Олег Бартенев. А начальник отдела по связям с общественностью "Топ-книги" Лариса Рогозина отмечает, что синергетический эффект возрастает за счет взаимодействия между сегментами: "Когда выходит экранизация книги, спрос на эту книгу вырастает в несколько раз, логично продавать обе товарных группы в одном месте". Эту же тенденцию отмечает председатель совета директоров концерна "Союз" Александр Менн. "Сейчас из книг на другие носители (от DVD до компьютерных игр) переходят одни и те же сюжеты, логично продавать всю сюжетную линейку в одном магазине",- отмечает он.
По разным оценкам, на сегмент аудиовидеопродукции приходится от 5 до 20% оборота книжных сетей. По словам директора московского представительства "Топ-книги" Оксаны Еремеевой, эта цифра зависит от формата магазина.
По словам коммерческого директора АСТ Олега Бартенева, в "Букве" доля мультимедийной продукции составляет примерно 10%. "В ноябре-декабре у нас появится специальный маркетинговый отдел, который будет заниматься блоком медиапродукции. Мы планируем по обороту увеличить ее долю до 20-25% за три года",- говорит Бартенев. Впрочем, энтузиазм по поводу медианосителей разделяют не все ритейлеры. Так, сеть "Букбери" расширяет свой ассортимент только за счет аудиокниг.
По мнению гендиректора "Букбери" Светланы Фриденберг, смещение в сторону продаж CD и DVD объясняется повышением конкуренции на рынке и снижением рентабельности.
При этом, предполагает она, продажа медианосителей может размыть позиционирование книжных сетей.
Операторов мультимедийных магазинов не удивляет желание книжных сетей торговать их ассортиментом. Сами мультимедийные сети - "Союз", "Хит-зона" (бывший "Видеоленд"), "Титаник видеорекордс" - расширяют ассортимент за счет книг. В магазинах площадью от 300 кв. м собирается продавать и сеть "Настроение". По данным концерна "Союз", в мультимедийных магазинах продажи книжной продукции составляют от 10 до 20% оборота. Глава "Союза" Александр Менн считает, что причина сближения форматов - желание увеличить доходность магазинов при дорогой арендной ставке. "Ставка в некоторых торговых центрах достигает порой $3 тыс. за 1 кв.
м, поэтому магазинам приходится придумывать ассортиментные меры, которые смогут увеличить средние продажи с 1 кв. м",- говорит Менн. Впрочем, по словам участников рынка, рентабельность у книжной и мультимедийной продукции одинаковая. "Наценки и у книжной продукции, и у медианосителей примерно одинаковые - по 60-65%",- говорит Олег Бартенев. "Разницы в рентабельности нет, просто логистика на книжном рынке чуть дороже",- уточняет Менн. "Полного смешения между нашими форматами не будет: есть различия в параметрах покупательского потока. Так, например, если аудитория "Союза" от 14 лет, то аудитория большей части книжных магазинов - это люди от 30 лет",- говорит Менн.

АНАСТАСИЯ ВАСИЛЬЕВА

Деловая газета "Бизнес"