26.09.2006

Акцизная вертикаль. Федеральная таможенная служба решила взять под свой прямой контроль оформление подакцизных товаров



С 1 октября Центральная акцизная таможня (ЦАТ) будет передана в непосредственное подчинение ФТС. Участники рынка связывают подобные беспрецедентные кадровые решения с проблемами, которые возникли у ЦАТ при выдаче акцизных марок на импортный алкоголь. Однако эксперты введение "прямого правления" связывают с желанием ФТС напрямую контролировать работу таможни, обеспечивающей крупнейшие поступления в бюджет.
С 1 октября Центральная акцизная таможня (ЦАТ), специализирующаяся на оформлении подакцизных товаров- спиртосодержащей продукции, пива, лекарств, парфюмерии, табачной продукции, часов, ювелирных изделий, автомобилей, бензина,- переходит в прямое подчинение Федеральной таможенной службы. Официальная формулировка приказа ФТС говорит, что подобная оптимизация происходит "в целях совершенствования системы управления таможенными органами России".
Сейчас ЦАТ подчиняется одному из семи региональных управлений - ЦТУ - и обеспечивает весьма высокий доход бюджета. "За восемь месяцев 2006 года Центральная акцизная таможня обеспечила поступление в бюджет 109,128 млрд руб., что составляет 33% сбора платежей всего ЦТУ. В подчинении ЦАТ 15 таможенных постов, 21 склад временного хранения и 11 таможенных складов",- рассказывает источник в ФТС. Для сравнения, Сибирское таможенное управление (СТУ) за весь 2005 год перечислило в доход федерального бюджета 88,7 млрд руб. таможенных платежей.
"ЦАТ- это специализированная таможня, если фура везет часть подакцизного груза, а часть - нет, то весь груз будет оформляться на акцизной таможне либо в Москве, либо в Санкт-Петербурге",- поясняет источник в ФТС.
Согласно территориальной структуре таможенных органов в России, ФТС подчиняются семь региональных управлений, а также шесть базовых таможен, в том числе Центральная энергетическая таможня, контролирующая перемещение через российскую границу энергоносителей - нефти, нефтепродуктов, природного газа и электроэнергии. А в самой структуре ФТС существует лишь две акцизных таможни:в Центральном таможенном управлении (ЦТУ) и в Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ).
Тучи над ЦТУ, одним из самых благополучных таможенных управлений, начали сгущаться в этом году. С 1 июля вступил в силу запрет на торговлю импортным алкоголем со старыми акцизными марками. Однако с марками нового образца возникли проблемы.
"11 мая был объявлен конкурс на сопровождение и модернизацию информационного программного обеспечения на 2006 год, включающего модернизацию программы на подакцизную марку",- напоминает исполнительный директор ООО "Балтэкс" (разработчик в том числе таможенного программного обеспечения) Алена Бакусова. По итогам конкурса был заключен контракт с ФГУП "НТЦ "Атлас" ФСБ России". "Но в июне- июле возникли затруднения с программным обеспечением, товары буквально "встали", и была создана рабочая группа с участием ФНС и ФТС",- рассказывает Бакусова. По ее словам, такая ситуация могла навести ФТС на мысль перевести ЦАТ в прямое подчинение и установить жесткий контроль за ее деятельностью. Этой же точки зрения придерживается и старший юрист таможенного холдинга "Тарго" Андрей Цагай. "Очевидно, что переподчинение произошло из-за недостатков в работе в ЦАТ, а не во всех акцизных таможнях",- говорит он.
Кроме того, проблемы ЦТУ совпали с кадровыми перестановками в самой ФТС. После ряда отставок высокопоставленных чиновников центрального аппарата ФТС (см. "Бизнес" от 7 июля) своих постов лишились и начальник Центрального таможенного управления Александр Чигак, назначенный на эту должность в апреле нынешнего года, и начальник Центральной акцизной таможни Александр Жемчужников.
Сами импортеры подакцизных товаров вчера предпочли не комментировать возможные последствия от переподчинения ЦАТ напрямую Федеральной таможенной службе. Насколько новшества изменят процедуру оформления грузов, затрудняются прогнозировать и эксперты. "Улучшится ситуация с обжалованиями действий таможенных органов, поскольку в ФТС более глубокое и непредвзятое отношение к жалобам по сравнению с ЦТУ",- надеется Цагай. По мнению Бакусовой, контроль при оформлении грузов, наоборот, может стать жестче.

АРИНА ШАРИПОВА

Деловая газета "Бизнес"