Россия потратилась на маркетингВ распоряжении Ъ оказался последний отчет Европейского общества исследователей рынка и общественного мнения (ESOMAR), посвященный состоянию мирового рынка маркетинговых исследований в 2005 году. ESOMAR оценила объем российского рынка в $144 млн, поставив его на 20-е место. Однако по темпам роста 20% в 2006 году Россия вместе с Украиной занимает второе место, уступая лишь Турции. Как следует из отчета, две трети оборота мирового рынка маркетинговых исследований обеспечивают всего пять стран: США ($7,7 млрд), Великобритания ($2,4 млрд), Франция ($2,2 млрд), Германия ($2,1 млрд) и Япония ($1,35 млрд). Россия, чей оборот оценен в $144 млн, занимает в списке 20-е место. Правда, если оценивать ее позицию по затратам на маркетинговые исследования на душу населения, она находится лишь в шестой десятке с показателем $1,01. Для сравнения: у лидера Великобритании этот показатель приближается к $40. По темпам роста Россия уверенно лидирует. В 2005 году отечественный рынок вырос на 28,2%, а в этом году, по оценке ESOMAR, увеличится еще на 20% (см. таблицу). Более динамично маркетинговые исследования будут развиваться лишь в Турции. Российские исследователи в целом согласны с приведенными в отчете цифрами. "Данные по России готовились по результатам опроса российских компаний, чьи сотрудники являются членами ESOMAR", поясняет представитель ESOMAR в России Мария Волькенштейн. Удивление экспертов вызвала лишь доля производителей товаров повседневного спроса (FMCG) среди клиентов исследователей 24% по версии ESOMAR. "На российском рынке FMCG-компании были и остаются основными заказчиками. Их доля сегодня равняется минимум 50%", считает директор по исследованиям Socis MR Роман Оглоблин. Основной причиной роста рынка его участники называют потребительскую активность населения. "Уровень жизни растет, производители выводят на рынок новые продукты и услуги. Это, в свою очередь, подразумевает дополнительные расходы на исследования", говорит гендиректор компании GfK-Rus Александр Демидов. Среди других причин исследователи называют растущий интерес к нашей стране иностранных компаний, еще не имеющих в России своих представительств. При этом доля заказов транснациональных клиентов составляет 70% от всего оборота рынка, локальные игроки обеспечивают оставшиеся 30%. В Турции, к примеру, соотношение противоположное 20% и 80%. "Международные компании принесли на наш рынок культуру маркетинговых исследований, отмечает директор по коммуникациям КОМКОН Мария Вакатова. Российские игроки пока неохотно обращаются к исследователям". Наконец, интерес к маркетинговым исследованиям стимулирует и недостаток официальных статистических данных по многим отраслям.
КоммерсантЪ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||