Непрозрачные закупки. Вчера правительство подводило итоги исполнения нового закона о распределении госзакупокНовые правила распределения госзаказа позволили государству только за полгода сэкономить 56 млрд руб., утверждает Минэкономразвития (МЭРТ). Однако радоваться чиновники не спешат. В регионах по-прежнему при госзакупках процветает коррупция, а естественные монополии, закупая до 40% товаров и услуг, так и не научились экономить. Вчера правительство подводило итоги исполнения нового закона о распределении госзакупок. Как уже неоднократно сообщал "Бизнес", с 1 января 2006 года при сумме заказа свыше 60 тыс. руб. чиновники должны обязательно провести конкурс, предварительно опубликовав информацию о нем в интернете, и выбрать победителя, предложившего самую низкую цену за лот. Благодаря этому, утверждают в МЭРТ, одна из самых коррупционно емких процедур стала более прозрачна и позволила государству только за первое полугодие сэкономить 56 млрд руб. Однако, утверждает замглавы МЭРТ Андрей Шаронов, региональные чиновники по-прежнему саботируют требование закона и не публикуют извещения о торгах, запрашивают у поставщиков дополнительные документы, фактически еще до подведения итогов определяя победителя. "Передо мной документ из одного сибирского города. За выигранный конкурс предлагалось перечислить 16% от суммы тендера. Это явный пример "отката". Указан даже адрес фирмы, которой необходимо перечислить деньги за оказание консультативных услуг",- привел, очевидно, самый распространенный пример Шаронов. Есть претензии у МЭРТ и к естественным монополиям, которые никак не могут научиться экономить при госзакупках, притом что они закупают только 37% товаров и услуг, в то время как государство - более 60%. В первом полугодии на госзакупки монополисты потратили 621 млрд руб. "Экономия средств в естественных монополиях после вступления в силу нового закона о закупках для госнужд составила в первом полугодии всего 1,8% против 6,5% на федеральном уровне",- утверждает Шаронов. По мнению чиновника, для более эффективной работы системы госзакупок, необходим принять ряд поправок как в закон, так и в Бюджетный кодекс (БК). Во-первых, необходимо принять постановление правительства, определяющеесистему закупок на аукционе. Вовторых, внедрить новые способы размещения госзаказа и ввести новый вид заказа - творческий конкурс, на котором будут покупаться художественные произведения и объекты интеллектуальной собственности. Кроме этого, требуется устранить противоречие между положениями закона и БК. Дело в том, что согласно закону конкурсы по госзаказу необходимо проводить, если сумма покупки превышает 60 тыс. руб. Однако в БК этот порог несколько выше - 200 тыс. руб. "Это позволяет не проводить конкурсы по большому количеству контрактов",- сообщил замминистра. По мнению экспертов, универсального решения обозначенных Шароновым проблем просто не существует. "Все перечисленные проблемы существуют давно. Новый закон не решил их, да и не мог решить. Дело ведь не в том, хорош или плох закон, а в том, что госзакупки - лишь наиболее заметная часть государственного механизма. И одним законом ситуацию не исправить",- говорит консультант "Развития бизнес-систем" Алексей Калинин. Можно предпринять необходимые и вполне обычные меры: к примеру, ужесточить наказание за несоблюдение положений закона, полагает руководитель юридической практики "Консалтинговых услуг" Александр Костин. АЛЕКСЕЙ САВКИН Деловая газета "Бизнес" |