GM не хочет с Renault-NissanАвтомобильные компании General Motors, Renault и Nissan Motor прекратили переговоры о создании трехстороннего альянса. Однако процесс консолидации в мировом автомобилестроении продолжится – следующим кандидатом на слияние с Renault-Nissan считается Ford. Глава французского автопроизводителя Renault Карлос Гон и президент американского концерна General Motors Рик Вагонер в ходе телефонного разговора приняли решение положить конец переговорам, длившимся почти три месяца. Идейным вдохновителем создания альянса, как известно, был один из акционеров GM, знаменитый миллиардер Кирк Керкорян, которому принадлежат 9,9% акций компании. Объединение лидера автомобильного сектора с четвертым по величине автопроизводителем могло привести к созданию группы, контролирующей около 25% мирового автопроизводства. По словам Вагонера, после тщательного рассмотрения перспектив союза компания пришла к выводу, что структура объединенной группы, предложенная Renault-Nissan, не соответствовала интересам акционеров GM. 12 членов совета директоров GM единогласно отвергли возможность слияния с Renault и Nissan на предложенных условиях. GM также считает, что альянс может помешать реструктуризации компании, в рамках которой крупнейший автопроизводитель мира планирует сократить свой штат на 34 тыс. человек и сэкономить таким образом $8–9 млрд. Однако Керкорян неоднократно заявлял, что подобное объединение автостроителей могло более позитивно сказаться на состоянии компании, по крайней мере альянс принес бы больше пользы, нежели проводимая сейчас реструктуризация. Ходили слухи, что Керкорян, недовольный нынешним главой GM, рассматривал возможность заменить последнего на президента французской Renault Карлоса Гона. Возможно, именно поэтому Вагонер с самого начала довольно скептически относился к идее объединения, сомневаясь в эффективности альянсов в автомобильном секторе, а также в том, что французский и японский партнеры смогут помочь компании выйти из затяжного финансового кризиса. В качестве доказательства неэффективности альянсов Вагонер приводил пример неудачного пятилетнего партнерства американского автостроителя с итальянской Fiat. По информации американского издания The Wall Street Journal, обе стороны не смогли договориться о сумме компенсации, которую должна была выплатить Renault-Nissan за долю в GM. По информации осведомленных источников, Renault-Nissan планировала выкупить порядка 20% акций американского автопроизводителя. Некоторые эксперты заявляли, что глава американской компании запрашивал $5 млрд. Однако Renault и Nissan считали, что принцип компенсации противоречит духу любого успешного альянса. 14 июля 2006 года Вагонер и Гон договорились провести тщательный анализ перспектив возможного сотрудничества, который должен быть завершен через 90 дней, и к 15 октября стороны намеревались обнародовать результаты переговоров. Однако сейчас в совместном заявлении автопроизводители объяснили прекращение переговоров неспособностью договориться ни «об общем объеме преимуществ от создания альянса, ни о распределении этих преимуществ между партнерами». Хотя обе стороны подчеркнули, что теоретически создание альянса может иметь значительный синергетический эффект. Аналитики спокойно восприняли прекращение переговоров. В частности, это, скорее всего, не ухудшит положения GM. При этом многие эксперты считают, что дальнейшая консолидация в автомобильной отрасли продолжится. Сейчас главным вопросом остается участие Ford в переговорах с французами. По словам Шона Макалиндена, экономиста из Центра исследований автомобилестроительной отрасли, Renault-Nissan все еще заинтересована в создании альянса и поиске партнера для развития в США. Однако почти сразу после объявления о несостоявшемся слиянии агентство Bloomberg сообщило, что Ford, скорее всего, не планирует объединения с Renault-Nissan. Дело в том, что находящаяся в кризисе компания Ford ранее говорила о возможном союзе. Но, как уже писала «Газета.Ru», после увольнения исполнительного директора Билла Форда и назначения на его должность Алана Малалли из Boeing компания планирует серьезно изменить свою политику. Официально Ford пока не комментирует ситуацию. Акции Ford после прекращения переговоров GM с Renault-Nissan поднялись на 4%. Ксения Гогитидзе Газета.RU |