06.10.2006

Товары из Китая: их восприятие российским потребителем, стратегия вывода на российский рынок



ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время во всем мире имеет место устойчивое стереотипное пред-ставление о Китае как о глобальной "мировой фабрике".

Быстрое экономическое развитие Китая и российско-китайских экономических связей, прежде всего за счет мелкого и среднего бизнеса, привели к наводне-нию российского рынка товарами китайского производства. При этом очевид-но, что до текущего времени Китай в российском обществе воспринимается в значительной степени как производитель достаточно ограниченной товарной номенклатуры (ширпотреб), либо как производитель низкокачественной про-дукции.

Можно констатировать, что появление китайской продукции на рынке опере-жает изменение представления о китайских товарах у российских потребите-лей. Данная ситуация характерна для последних нескольких лет и до сих пор не подвергалась критическому анализу.

Целью проведенного исследования являлось получение представления о знании российских потребителей марок китайских товаров, а также отношении к про-дукции, произведенной в Китае (при этом под китайскими товарами мы подра-зумеваем как товары, произведенные в континентальной Китае - КНР, так и на Тайване).

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

--В рамках данного исследования были опрошены около 500 респондентов в Москве и Московской области.

--Демографический состав: мужчины и женщины (в пропорции 50/50) в возрасте от 18 до 55 лет.

--Доход: средний.

--Опрос проводился в виде телефонного интервью.


СДЕЛАНО В КИТАЕ

На вопрос "Что вы можете сказать о продукции, сделанной в Китае?" были по-лучены следующие ответы:



Примечание. Среди представителей респондентов в возрасте до 30 лет выяв-лено лояльное отношение к товарам известных мировых брэндов (одежда, спортинвентарь, электроника и т.п.), произведенным в Китае.

ДОВЕРИЕ К КИТАЙСКИМ ТОВАРАМ

На вопрос "Доверяете ли вы качеству товаров, произведенных в Китае?" были получены следующие ответы:

Товарные позиции

--'Электроника



--Товары народного потребления, изделия легкой промышленности



--Автомобили



ЗНАНИЕ КИТАЙСКИХ МАРОК

На вопрос "Какие китайские марки вам известны?" были получены следующие ответы:



Примечание. При анализе ответов на данный вопрос также выявлено 2 харак-терные тенденции:

1. Как китайские марки часто воспринимаются российские марки и privatе label российских ритейлеров, такие как Rolsen (47 респондентов), Vitek (29 респондентов), Voxtel (12 респондентов), Polaris (8 респондентов) и др.

Можно предположить, что причиной данной тенденции является соответствие данных "новых брэндов" cтереотипу восприятия китайской продукции - дешевой, с низким уровнем "узнаваемости".

2. Лишь крайне незначительное количество респондентов отметило среди китайских марок такие как приобретенные китайскими компаниями подразделений IBM (23 респондента), BenQ-Siemens (15 респондентов).


ЧЕГО НЕДОСТАЕТ КИТАЙСКИМ ТОВАРАМ

На вопрос "Чего недостает китайским товарам?" были получены следующие ответы:



"СДЕЛАНО В КИТАЕ" КАК ФАКТОР ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПО-КУПКЕ

На вопрос "Зависит ли принятие вами решения о покупке товара от факта его китайского происхождения?" были получены следующие ответы:



ПОВЫСИЛОСЬ ЛИ У ВАС ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ДОВЕРИЕ К КИ-ТАЙСКИМ ТОВАРАМ

На вопрос "Повысилось ли у вас за последнее время доверие к китайским товарам?" были получены следующие ответы:



НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

Можно выделить следующие моменты восприятия китайской продукции:

--до сих пор имеет место стереотипное представление о китайских товарах как о "дешевых и не очень качественных"

--крайне низок уровень знания о китайских марках

--очевидно, что китайские товары, представленные на российском рынке, производят впечатление вторичности, им не хватает новизны, инноваций

--несмотря на вышеприведенные моменты, у российского потребителя достаточно высокий уровень доверия к китайской электронике (35%), това-рам народного потребления (65%)

--ключевая выявленная тенденция - общий рост доверия к китайским товарам

Экспертный центр Chinacom