Товары из Китая: их восприятие российским потребителем, стратегия вывода на российский рынокВВЕДЕНИЕ В настоящее время во всем мире имеет место устойчивое стереотипное пред-ставление о Китае как о глобальной "мировой фабрике". Быстрое экономическое развитие Китая и российско-китайских экономических связей, прежде всего за счет мелкого и среднего бизнеса, привели к наводне-нию российского рынка товарами китайского производства. При этом очевид-но, что до текущего времени Китай в российском обществе воспринимается в значительной степени как производитель достаточно ограниченной товарной номенклатуры (ширпотреб), либо как производитель низкокачественной про-дукции. Можно констатировать, что появление китайской продукции на рынке опере-жает изменение представления о китайских товарах у российских потребите-лей. Данная ситуация характерна для последних нескольких лет и до сих пор не подвергалась критическому анализу. Целью проведенного исследования являлось получение представления о знании российских потребителей марок китайских товаров, а также отношении к про-дукции, произведенной в Китае (при этом под китайскими товарами мы подра-зумеваем как товары, произведенные в континентальной Китае - КНР, так и на Тайване). МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ --В рамках данного исследования были опрошены около 500 респондентов в Москве и Московской области. --Демографический состав: мужчины и женщины (в пропорции 50/50) в возрасте от 18 до 55 лет. --Доход: средний. --Опрос проводился в виде телефонного интервью. СДЕЛАНО В КИТАЕ На вопрос "Что вы можете сказать о продукции, сделанной в Китае?" были по-лучены следующие ответы: Примечание. Среди представителей респондентов в возрасте до 30 лет выяв-лено лояльное отношение к товарам известных мировых брэндов (одежда, спортинвентарь, электроника и т.п.), произведенным в Китае. ДОВЕРИЕ К КИТАЙСКИМ ТОВАРАМ На вопрос "Доверяете ли вы качеству товаров, произведенных в Китае?" были получены следующие ответы: Товарные позиции --'Электроника --Товары народного потребления, изделия легкой промышленности --Автомобили ЗНАНИЕ КИТАЙСКИХ МАРОК На вопрос "Какие китайские марки вам известны?" были получены следующие ответы: Примечание. При анализе ответов на данный вопрос также выявлено 2 харак-терные тенденции: 1. Как китайские марки часто воспринимаются российские марки и privatе label российских ритейлеров, такие как Rolsen (47 респондентов), Vitek (29 респондентов), Voxtel (12 респондентов), Polaris (8 респондентов) и др. Можно предположить, что причиной данной тенденции является соответствие данных "новых брэндов" cтереотипу восприятия китайской продукции - дешевой, с низким уровнем "узнаваемости". 2. Лишь крайне незначительное количество респондентов отметило среди китайских марок такие как приобретенные китайскими компаниями подразделений IBM (23 респондента), BenQ-Siemens (15 респондентов). ЧЕГО НЕДОСТАЕТ КИТАЙСКИМ ТОВАРАМ На вопрос "Чего недостает китайским товарам?" были получены следующие ответы: "СДЕЛАНО В КИТАЕ" КАК ФАКТОР ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПО-КУПКЕ На вопрос "Зависит ли принятие вами решения о покупке товара от факта его китайского происхождения?" были получены следующие ответы: ПОВЫСИЛОСЬ ЛИ У ВАС ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ДОВЕРИЕ К КИ-ТАЙСКИМ ТОВАРАМ На вопрос "Повысилось ли у вас за последнее время доверие к китайским товарам?" были получены следующие ответы: НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ Можно выделить следующие моменты восприятия китайской продукции: --до сих пор имеет место стереотипное представление о китайских товарах как о "дешевых и не очень качественных" --крайне низок уровень знания о китайских марках --очевидно, что китайские товары, представленные на российском рынке, производят впечатление вторичности, им не хватает новизны, инноваций --несмотря на вышеприведенные моменты, у российского потребителя достаточно высокий уровень доверия к китайской электронике (35%), това-рам народного потребления (65%) --ключевая выявленная тенденция - общий рост доверия к китайским товарам Экспертный центр Chinacom |