10.10.2006

Фальшивый "Опиум" для народа. Поддельные принты Дэмиена Хирста сняли с Sotheby`s




Эксперты Sotheby’s, несмотря на трудности, смогли отличить поддельный «Валиум» Дэмиена Хирста от подлинного

Аукционный дом Sotheby`s снял со своих торгов современного искусства три принта британца Дэмиена Хирста, оказавшиеся поддельными. Этот факт доказывает, что современное искусство по популярности вполне сравнялось с классическим, считает ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА.

Раз художника подделывают, значит, на его произведения есть спрос. И пусть злопыхатели кричат, что акула в формальдегиде (это самое знаменитое произведение художника Дэмиена Хирста), мухи, толстым слоем наклеенные на холст, или пузырьки с таблетками – чепуха и не искусство. То есть, может быть, это и не искусство, но точно не чепуха.

Эксперты Sotheby`s едва успели снять три фальшивых принта Хирста со своих торгов Contemporary art – они были достаточно высокого качества, по сути, поддельной была только подпись художника. Это были листы "ЛСД" (Lysergic Acid Diethylamide), "Опиум" (Opium) и "Валиум" (Valium), цветные кружочки на белом фоне, которые существуют в полутысяче экземпляров, каждый из которых заверен собственноручной подписью Хирста. Листы этой серии продаются на онлайновом аукционе eBay за ?210, а в лондонских галереях за ?5-6 тыс. – разница в ценах заставляет задуматься. Выявление подделок под Хирста может сильно ударить по рынку его работ – так некогда случилось, например, с принтами Сальвадора Дали. Арт-рынок был наводнен ими в такой степени, что они попросту перестали продаваться: ни покупатели, ни продавцы не могли без сложной экспертизы определить их подлинность, а делать дорогую экспертизу для тиражного произведения ценой в пару тысяч долларов невыгодно ни арт-дилерам, ни коллекционерам.



Изготовление подделок под ныне здравствующего художника – неоспоримое свидетельство того, что он прочно утвердился на олимпе высокого искусства. Так, при жизни Ивана Айвазовского ремесленники вовсю писали под него марины, а Илье Репину пачками приносили "на подпись" якобы его собственноручные рисунки. И если Дэмиен Хирст больше хочет славы, чем денег, он может только радоваться случившемуся скандалу. Впрочем, скандальной славы у этого мастера британского современного искусства достаточно.

За погруженные в формальдегид трупы животных Дэмиен Хирст в 1995 году получил престижный Turner Prize ($32 тыс.); с ними же он выступил десять лет назад на знаменитой, потрясшей публику выставке "Сенсация!", которую устроил в лондонской Королевской академии художеств галерист и коллекционер Чарльз Саатчи. Разрезанные на части корова и овца, представленные там Хирстом, вкупе с изображением Мадонны, украшенным коровьим навозом, Криса Офили и другими достижениями современного искусства вызвали несколько демонстраций в Лондоне, отставку пары королевских академиков и испортили карьеру мэру Нью-Йорка Рудольфо Джулиани (который пытался запретить экспонирование "Сенсации!" во вверенном ему городе). За искусством Хирста закрепилось определение "скандальное", и цены на его работы становятся все выше и выше. Теперь его стали еще и подделывать – похоже, первого среди здравствующих коллег.

КоммерсантЪ