Учитель-неуч. В педвузах собираются сократить профилирующие дисциплины и половину преподавательского составаК 2008–2010 годам все высшие учебные учреждения РФ должны будут войти в Болонский процесс. Между тем грядущие изменения в образовательной системе вызывают все больше неприятных вопросов не только у чиновников, но и у самих преподавателей. В начале недели тревогу забили сотрудники педвузов. Их категорически не устраивает пункт Болонского процесса, по которому существенно сокращаются часы, отведенные на изучение профилирующих предметов. Подобное нововведение, утверждают эксперты, не только резко ухудшит квалификацию будущих учителей, но и вообще поставит под вопрос дальнейшее существование педвузов. Особую тревогу у специалистов вызывает резкое увеличение часов на педагогические и психологические дисциплины в ущерб профилирующим предметам. Грубо говоря, это означает, что будущий школьный учитель, получивший диплом бакалавра, будет отлично знать, как преподавать, но вместе с тем его представления о предмете, которому он должен учить, окажутся посредственными. Если прежде в Государственном образовательном стандарте для педвузов изучение профильной дисциплины, скажем истории, занимало чуть более 5 тыс. часов, то в новой программе на нее запланировано не более 1,7 тыс. Общепрофессиональные дисциплины, включающие в себя в основном педагогику и психологию, соответственно приобретут лишних 1,5 тыс. часов. «Нам предлагают сделать из студента профессионального учителя отечественной истории за 520 часов. Но это немыслимо, – рассказала «НИ» заведующая кафедрой отечественной истории одного из региональных вузов Людмила Хмелева. – Именно столько теперь будет отводиться для преподавания на историческом факультете. Прежде на изучение этой дисциплины выделялось не менее 1 тыс. часов. История средних веков, например, займет 250 часов вместо 408. Курсовые работы учащиеся будут писать, разумеется, только по педагогике и психологии. И все эти сокращения и изменения касаются отнюдь не только гуманитариев. Подобные процессы вовсю идут и на факультетах естественных и точных наук». Эксперты, впрочем, уверены, что переживать из-за увеличения количества педагогики в вузах не стоит. «Студенты педвузов должны проводить половину своего времени в школах, на практике, – заявил «НИ» председатель Комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. – Это их будущее место работы, следовательно, они должны быть в курсе всей специфики профессии педагога. Разумеется, все это имеет смысл только в том случае, если это не пустое теоретизирование. Сухие знания без практики – это абсурд». Однако количество часов, отведенных под практику в школе, как оказалось, также подвергнется сокращению. На занятия с учениками уже к 2008 году будет отведено всего 8 недель вместо 12. По словам г-жи Хмелевой, их время и место займут такие занимательные предметы, как сказка-терапия и олигофренопедагогика. Сокращение профилирующих дисциплин, по словам многих преподавателей, приведет к тому, что новоиспеченные бакалавры просто окажутся бесполезными в школах. А педагогические вузы, будучи в перспективе никем не востребованными, тихо вымрут. «Действующая в нашем вузе программа специалитета вполне устраивает и нас, и студентов, – рассказал «НИ» проректор по учебной работе Московского государственного педагогического университета Илья Ващенко. – Вы поймите, в России другая система высшего образования, чем в Западной Европе, другие традиции. Разумеется, в Болонском процессе есть положительные стороны в виде, например, кредитов или шестибалльной системы. Но стоит ли овчинка выделки? Учитель биологии, который не знает биологии, просто не будет нужен никакой школе. Превращение профилирующих предметов во второстепенные обязательно скажется на качестве образования. Таким образом, мы не только не улучшим настоящий уровень высшей педагогической школы, но радикально его ухудшим». По мнению педагогов, сокращение часов автоматически приведет также к сокращению педагогического состава в вузах, как минимум, вдвое. «На кафедре всеобщей истории, к примеру, из пяти человек преподавательского состава останется всего один, да и тот будет загружен по минимуму, – пожаловалась Людмила Хмелева. – Других, видимо, просто придется выставить на улицу. А ведь среди них есть отличные специалисты». «Такого рода процесс может объясняться только желанием государства хорошо сэкономить на преподавателях, – объяснил г-н Бунимович. – Ухудшение качества преподавания, конечно, никого не волнует. Причем никто также не задумывается о том, что подобная ситуация в вузах в конечном итоге обернется изгнанием России из Болонского процесса, в который она так настойчиво всеми способами пытается пробиться». Впрочем, в Министерстве образования считают беспокойство преподавателей беспочвенным, так как в госстандарте в настоящий момент количество часов на профильные дисциплины остается неизменным. АНДРЕЙ ЛЕОНОВ Новые Известия |