16.10.2006

ФСФР ограничит свободу слова на рынке



Федеральная служба по финансовым рынкам завершила подготовку законопроекта "О недобросовестных практиках на финансовых рынках", которым будет ограничено использование инсайдерской информации. Заработок на инсайде определяется как незаконный для всех владельцев такой информации вне зависимости от того, как она к ним попала.
В распоряжении Ъ оказалась последняя версия проекта закона "О недобросовестных практиках на финансовых рынках", регулирующего использование инсайдерской информации. Новый закон вводит само понятие инсайдера и инсайдерской информации (см. справку на стр. 14) и уточняет понятие "манипулирование ценами". В действующем с 1996 года законе "О рынке ценных бумаг" оговорены действия по предотвращению манипулирования ценами и введены ограничения, но на использование "служебной информации". Законопроект широко очерчивает круг потенциальных инсайдеров и прямо запрещает совершать сделки с использованием такой информации до того, как она будет официально опубликована.

По словам представителя ФСФР, на сегодняшний день с законом "О недобросовестных практиках" ознакомились все заинтересованные ведомства.

В ближайшее время таблица разногласий будет разослана в ведомства, после чего проект будет отправлен на рассмотрение в правительство. По данным Ъ, проект планируется обсудить в Белом доме в начале 2007 года.

Первый вариант закона "Об инсайдерской информации и манипулировании ценами" был разработан Федеральной комиссией по ценным бумагам (ФКЦБ) (предшественник Федеральной службы по финансовым рынкам) в 2000 году. Однако многочисленные согласования, исправления и дополнения со стороны различных ведомств и Госдумы заблокировали принятие закона. В ноябре 2005 года межведомственная комиссия по безопасности в сфере экономики Совета безопасности рекомендовала правительству разработать новую концепцию развития фондового рынка, в рамках которой законопроект начал переписываться заново – сейчас эта работа и завершается.

Российские биржи на основе действующего закона давно разработали собственные правила проведения торгов, где есть положения, направленные на предотвращение манипулирования ценами. Но участники рынка утверждают, что прямые и косвенные признаки использования инсайда все равно очень часты.

Классическим стал случай роста котировок российских еврооблигаций в октябре 2003 года, буквально за час до того, как агентство Moody`s объявило о повышении кредитного рейтинга России до суверенного уровня. Последний случай подозрений на использование инсайда появился в конце прошлой недели. Директор по операциям на фондовом рынке FIM Securities Майкл Бобшко сообщил Ъ, что "в середине недели стремительно пошла вверх цена на акции 'Пятерочки'. В пятницу же стала известна цена приобретения розничной сети 'Меркадо' (об этом читайте на стр. 13.–Ъ). Есть основания полагать, что кто-то располагал этой информацией раньше других и сумел ей воспользоваться".

В целом подозрения на незаконное использование инсайдерской информации – почти норма для российского фондового рынка: практически не существует судебных дел, где эти нормы применялись бы. Участники рынка приводят множество ярких подтверждений этому в 2006 году. Так, 6 июня акции Росбанка выросли на 12% – как раз накануне объявления Societe Generale о покупке 10% акций банка (см. Ъ от 7 июня). В середине сентября акции "Полюс Золото" выросли на 5,7% накануне объявления о выкупе компанией своих ценных бумаг на $1 млрд (см. Ъ от 16 и 18 сентября). По словам директора департамента торговли акциями ИБ "КИТ Финанс" Всеволода Малева, каждый раз, когда обсуждалась реформа электроэнергетического сектора РФ, на рынке наблюдались "игры" с бумагами РАО "ЕЭС России", наводящие на подозрения.

Новая версия закона создает максимально широкий список потенциальных инсайдеров, действия которых на рынке может регулировать ФСФР (см. справку). Если правила использования "служебной" информации де-факто касались лишь инвесткомпаний, сейчас в ситуацию инсайда могут попасть и представители СМИ, госорганов, рейтинговых агентств, а также всех собеседников реальных инсайдеров по всей цепочке распространения информации. Ситуация инсайда, согласно законопроекту, касается и товарных рынков.

Меняется и схема, по которой ФСФР расследует факт незаконного использования инсайдерской информации. Авторы законопроекта предлагают наделить ФСФР полномочиями "требовать от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей предоставления в соответствии с внутренними документами соответствующей организации записей телефонных переговоров и обмена данными, необходимыми для выявления и пресечения нарушений требований". Сейчас при расследовании использования "служебной информации" ФСФР действует через МВД.

Отметим, ФСФР сняла с себя и право выдавать вознаграждение за предоставление информации о незаконном использовании инсайда. Ранние версии законопроекта предлагали наделить ФКЦБ правом выплачивать вознаграждение в размере до 10% от суммы взысканного штрафа тем, кто проявил бдительность и выявил потенциальных инсайдеров, а также тем, кто оказал ФКЦБ помощь в расследовании. Теперь этой нормы в проекте нет.

Несмотря на то что в новом варианте закона нет ссылок на Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовный кодекс, которые должны карать использование инсайда, ФСФР уже разрабатывает соответствующие поправки. Правительство в октябре рассмотрело поправки в КоАП о повышении ответственности за манипулирование на рынке ценных бумаг. Тогда глава ФСФР Олег Вьюгин сообщил: поправки в УК не за горами.

По словам вице-президента ИГ "Ренессанс Капитал" Максима Малетина, "закон создавался совместно с участниками рынка и в нем учтено большинство их пожеланий". Но, по словам начальника юридического управления ИГ "Атон" Екатерины Казаченко, хотя появление закона станет несомненным плюсом для фондового рынка, работоспособность законопроекта зависит скорее от правоприменительной практики. Практика же может появиться не ранее 2007 года – раньше закон не заработает.

ОЛЬГА Ъ-КОЧЕВА, СЕРГЕЙ Ъ-ТЯГАЙ, ИРИНА Ъ-ГРАНИК, ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН



Что будут считать инсайдом

Инсайдерской информацией является "точная по своему характеру нераскрытая информация", прямо или косвенно касающаяся эмитентов ценных бумаг, производителей товара, управляющих компаний инвестфондов либо финансовых инструментов и товаров, "раскрытие которой может оказать существенное воздействие на цены таких финансовых инструментов и товаров" (из пункта 1 статьи 4).

Существенным признается воздействие, приводящее к значительным отклонениям цен. Критерии значительных отклонений цен устанавливаются ФСФР (из пункта 6 статьи 4).

К инсайдерам относятся эмитенты, управляющие компании, производители товара; профучастники рынка ценных бумаг, сотрудники этих организаций и лица, имеющие доступ к инсайдерской информации на основании заключенных договоров; лица, владеющие не менее чем 25% голосов в высшем органе управления этих организаций; члены совета директоров, члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, его заместитель, временный единоличный исполнительный орган, члены ревизионной комиссии; лица, имеющие доступ к информации о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении акций; информагентства и иные лица, осуществляющие раскрытие информации, производители или распространители рекламы, а также лица, осуществляющие присвоение рейтингов; лица, занимающие должности в органах управления и надзора; государственные и муниципальные служащие, а также сотрудники ЦБ РФ, имеющие доступ к инсайдерской информации; супруги, близкие родственники, усыновители (усыновленные) физических лиц, перечисленные ранее и иные лица, постоянно проживающие с ними совместно; лица, получившие инсайдерскую информацию прямо или косвенно от ранее перечисленных лиц (из статьи 5).

Запрещается использование инсайдерской информации до момента ее раскрытия для совершения сделок с финансовыми инструментами или товарами, к которым относится инсайдерская информация; путем передачи инсайдерской информации третьему лицу; путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов или товаров (из статьи 7).




КоммерсантЪ