Железнодорожные земли легализовали для рекламыПравительство России утвердило порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог. Новые правила коснутся рекламодателей, установивших шиты близ полотна, владельцев гаражей и иных строений. Соответствующее постановление N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» (касается размещения рекламы близ железных дорог) премьер-министр Михаил Фрадков подписал 12 октября. Цена вопроса - тысячи гектаров земель, в том числе в центре мегаполисов. Новые правила позволят забирать земли у города. То есть не исключено, что через полгода гаражный кооператив на Витебском или Суздальском проспектах окажется на железнодорожном участке со всеми вытекающими для автовладельцев последствиями. Бесхозный отвод Принятый в 2003 году Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ» делегировал правительству России право регламентировать установление и использование полос отвода и охранных зон. В течение трех лет такой порядок не был утвержден. В спорах ОАО «Российские железные дороги» ссылалось на приказ Министерства путей сообщения РФ 1999 года. Причем этот приказ сам по себе был весьма спорным. КУГИ Санкт-Петербурга и сразу пять петербургских компаний усомнились в его законности, но Верховный суд России отклонил их заявление. На сегодняшний день не все принадлежащие РЖД участки даже в черте Санкт-Петербурга имеют надлежащие правоустанавливающие документы. Работы по формированию границ занимаемых железнодорожниками участков ведутся с 2002 года. Фактически же границы землепользования Октябрьской железной дороги определяются на основании материалов инвентаризации полосы отвода, выполненной институтом «Ленгипротранс» в 1993-1994 годах на материалах съемки 1963-1967 годов! Опять по шпалам В итоге не всегда можно физически отделить городские земли от железнодорожных. А это приводит к бесполезным спорам. Например, по договору с ГУП «Городской центр размещения рекламы» (ГЦРР) на пересечении Приморского шоссе с железнодорожной веткой Сестрорецк - Лисий Нос (в районе станции Александровская) был установлен рекламный щит «Ретур Мотель». Основа щита располагалась всего в 3,65 метра от крайней головки рельса. ГЦРР считал эти земли городскими и не счел нужным согласовывать рекламную конструкцию с РЖД. Железнодорожники в судебном порядке признали договор, по которому ГЦРР получал плату за использование земель, ничтожным. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти обязал также демонтировать незаконно установленный щит. Все попытки ГЦРР доказать свою правоту в вышестоящих инстанциях провалились, хотя РЖД не представила надлежащих документов на полосу отвода. «До окончания процесса инвентаризации земель железнодорожного транспорта отсутствие у ОАО «РЖД» правоустанавливающих документов на конкретный участок не свидетельствует об отсутствии права на него», - заключил суд. Придорожная корова Новый порядок передает железнодорожникам абсолютно все права на управление землями, находящимися как в полосе отвода, так и в охранной зоне (а это десятки метров от полотна). Сами нормы определения этих участков еще только будут утверждены Министерством транспорта РФ. А уполномоченным федеральным службам делегировано «при необходимости изымать для нужд Российской Федерации земельные участки в целях формирования полосы отвода железных дорог». Как будут компенсироваться возможные убытки добросовестным владельцам тех же гаражей, пока неясно. Никакое капитальное строительство в зоне отвода не допускается. На откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах железнодорожного транспорта можно размещать наружную рекламу, но, разумеется, по договору с РЖД. В охранных же зонах не допускается даже распашка земель и выпас скота.// Павел Нетупский, «Тайный советник» Outdoor.Ru |