30.10.2006

Недетский мир. Плюшевые монстры и электронные инопланетяне становятся опасными для психики ребенка




Такие уродливые скульптуры «украшают» многие московские дворики.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Эксперты уже не первый год твердят – Россия просто наводнена некачественными, а то и опасными игрушками. Однако меньше их от этого не становится. Так, только на этой неделе в Новгороде забраковали свыше 1,5 тыс. резиновых пупсов и плюшевых мишек, которые могли нанести серьезный вред здоровью малышей. Но если за санитарно-гигиеническими показателями игрушек в нашей стране еще худо-бедно следят, то их внешний вид не контролирует никто.

Официальных критериев для психологической экспертизы кукол и солдатиков до сих пор не существует. И будет ли кукла с доброй улыбкой или злобным оскалом – решает сам производитель. Между тем капризы, ночные кошмары и истерики – самое малое, что могут вызвать у детей игрушечные монстры.

На всю Москву существует только одна организация, занимающаяся психолого-педагогическим анализом детских товаров. Эксперты Центра игры и игрушки оценивают не только красоту и санитарно-гигиенические свойства товаров для малышей, но и соответствие их потребностям ребенка. Критериев отбора игрушек немного. Ребенок должен четко понимать назначение куклы или солдатика. Игрушка обязана быть привлекательной для малыша, иметь спокойные, нейтральные цвета и соответствовать возрасту ребенка. И, наконец, она должна оставлять простор для фантазии. Как отмечают сотрудники Центра, количество игрушек, отвечающих этим показателям, существенно меньше ассортимента, заполняющего полки детских магазинов. Впрочем, изменить ситуацию эксперты не могут: полномочий изымать из продажи или запрещать производство плюшевых медведей и неваляшек у них нет. Они могут лишь рекомендовать.

Кошмар в ярких цветах

В результате на современном рынке детских товаров складывается парадоксальная ситуация. Он буквально переполнен игрушками, однако качество их исполнения и внешний вид оставляют желать лучшего. Это подтвердила выставка «Мир детства», прошедшая на этой неделе в столичном «Экспоцентре». От огромного количества ярких мишек и зайчиков буквально рябило в глазах. Таких цветов не встретишь даже в галлюцинациях. Среди огромного разнообразия кукол первые места прочно удерживали Гарри Поттер с его командой и на редкость уродливые монстры всех мастей и модификаций. Все рекомендации психологов забыты – никаких нейтральных тонов, никаких спокойных расцветок. Что примечательно, все эти пестрые игрушки производятся в России.

Не менее популярными на выставке оказались так называемые электронные игрушки – говорящие гномики, пищащие телефоны и поющие куклы. Глядя на этот балаган, психологи только руками разводили: такие игрушки мешают малышам фантазировать, а значит, и нормально развиваться. Огромное количество функций, на которые запрограммировано электронное устройство, не дают детям полноценно играть. Игрушка фактически не подчиняется ему: говорит заранее записанным голосом определенный набор фраз, но абсолютно не оставляет возможности говорить за нее, что очень важно для ребенка. «Малыш получает огромное количество информации, которая может быть сложна для его восприятия, – рассказала «НИ» научный руководитель Центра игры и игрушки Елена Смирнова. – В компаниях-производителях нет ни педагогов, ни психологов. Эти игры разрабатывают либо художники, либо инженеры. Естественно, никакой психологической экспертизы также не проводится».

Выбрать безопасную для психики ребенка игрушку может только специалист.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Выбрать безопасную для психики ребенка игрушку может только специалист.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
В детской поселились монстры

Посетители выставки от представленных образцов были явно не в восторге. «Мы встретили парочку плюшевых существ с поразительно гнусным выражением на мордочке, – рассказала Мария, мама двухлетнего Глеба. – Моему сыну очень не понравились громадные игрушки, на которые можно только смотреть и удивляться, как же ЭТО могло вырасти, но уж никак не играть с ними. Поэтому в магазине я никогда подобный кошмар не приобрету».

Психологи отмечают, что страшные игрушки – настоящий бич магазинов. На полках Центрального детского мира можно встретить зайцев-мутантов, одноглазых оливок и кукол-инвалидов. Заяц-неваляшка скорее напоминает героя фильма ужасов: злобные глаза застыли в ехидном прищуре, а зрачки практически соприкоснулись с носом. Зубастая одноглазая оливка имеет зеленый цвет, хорошо выраженные щупальца и цилиндрическую форму тела. Определить ее принадлежность к какому-то животному или растительному виду можно только по названию на ценнике. Куклы-инвалиды не могут сидеть, а чтобы снять с них одежду, им требуется оторвать голову и руки. Каким педагогическим целям могут служить подобные забавы?

«Сейчас почему-то считается, что, чем игрушка чуднее и страшнее, чем больше она привлекает к себе внимание, особенно негативное, тем лучше она продается, – рассказала «НИ» Елена Смирнова. – Но в то же время найти нормальную, адекватную, добрую игрушку невероятно сложно. Такие остались разве что в бабушкиных сундуках. Я удивляюсь, почему не проводится психологическая экспертиза самими производителями и почему родители не требуют проведения таковой».

Эксперты считают, что страшные игрушки могут напрямую отразиться на формировании характера ребенка. «Чем больше агрессивных изображений видит малыш, тем больше они провоцируют его агрессию, – комментирует «НИ» Лариса Мищенко. – Когда ребенку от 2,5 до 5 лет, ранние впечатления остаются особенно долго. Это период взросления, когда у ребенка хватает своих собственных страхов, а тут еще добавляются новые. Вот и начинаются драки, щипание мамы и бабушки. Страшные игрушки и такие же уродцы, появившиеся в последнее время на детских площадках, вызывают кошмары, ребенок будет плохо засыпать, может даже появиться энурез».

Причина дурных манер ребенка кроется не только в его агрессивности, которой он «заражается» от игрушки. Дело еще в отождествлении самого себя с куклой. «Ребенок привыкает ко всему, к любому чудовищу, – рассказала «НИ» Елена Смирнова. – Если он играет с куклой, то он как бы перенимает ее образ. И если она уродлива, выглядит развратно, имеет злобное выражение лица, т.е несет заведомый негатив в «характере», то и ребенок начинает вести себя так же». Сам малыш этого, конечно, не ощущает. Но если видны какие-то резкие неожиданные изменения в его характере, то родителям стоит обратить внимание, с какими игрушками часто возится ребенок. Вполне возможно, причина кроется именно в них.

А у нас во дворе есть страшилка одна

Опасность подстерегает нежную детскую психику не только дома, но и на улице. Детские площадки многих московских дворов украшены странными, если не сказать кошмарными изваяниями. «Как-то раз мы зашли на обычную детскую площадку в обычном дворике, – поделилась с «НИ» Галина Мещерякова, мама пятилетнего Егора. – Там были фигуры, которые выглядели просто как языческие идолы, с утрированными чертами. Егор сначала долго на них смотрел, а потом попросил побыстрее уйти оттуда».

В Интернете существует даже рейтинг подобных двориков. Среди них первое место занимает спортивный парк в Колпачном переулке. Среди скульптурных сооружений там можно увидеть уродливую фигуру телепузика с выжженными для пущей красоты глазами. Рядом стоит зеленый деревянный столб с металлической пристройкой сзади. Это не что иное, как любимец малышей – крокодил Гена. Правда, узнать в монстре героя мультика способен лишь малыш с богатым воображением.

Эксперты убеждены: дети не способны адекватно воспринимать такой смелый «монументализм». Деревянные истуканы вполне могут травмировать психику ребенка. «Недавно в районе станции метро «Пролетарская» я видела детскую площадку «Планета обезьян», – рассказала «НИ» руководитель центра детской психологии «Обыкновенное чудо» Лариса Мищенко. – Там все герои известного фильма вырезаны из дерева. Даже на взрослого они производят негативное впечатление, что уж тут говорить о детях. Эти монстры гарантированно явятся малышам в ночных кошмарах».

Тяга к ужасному

Не способствует нормальному развитию детей и обилие ростовых кукол на улицах столицы. Актеры, переодетые в дешевые китайские костюмы черепашек-ниндзя, Шрека или гигантского Винни-Пуха, подстерегают малышей в самых людных местах города во время народных гуляний. Однако такие куклы пугают в основном взрослых.

«В прошлом году мы пошли на праздник Масленицы, который устраивался районной управой, – поделилась с «НИ» мама шестилетнего Славы Ольга Нефедова. – Там шел спектакль, по сюжету которого три злобных духа похитили Весну. При виде этих чудищ лично мне стало плохо. Жуткая обезьяна с черными губами, кикимора со склизкими волосами и инопланетянин в полосочку и несколькими щупальцами кислотных цветов. А Славик спокойно веселился со своими ровесниками. Может, дело в том, что все мультики сейчас показывают роботов и монстров, что приучили наших детей к такой реакции?»

Психологи рекомендуют родителям обратить внимание на то, как ребенок выбирает игрушки в магазине. Это может сказать многое о самочувствии и психологическом состоянии малыша. «Ребенок стремится к прекрасному, – сообщила «НИ» детский психолог Вера Поветкина. – Но если он постоянно выбирает себе страшные игрушки или подходит на площадке к кошмарным фигурам, то это сигнал для родителей. С ребенком что-то не в порядке, он пытается таким образом обыграть свою агрессию и страх».

ЗАПРЕТ НА ИГРУШЕЧНЫХ СОЛДАТИКОВ

Контроль за товарами массового потребления, в том числе за детскими игрушками, осуществляет в Швеции Ведомство по делам потребителей. Как сообщил корреспонденту «НИ» эксперт по товарам для детей этой организации Ян Шьогрен, жесткие правила существуют лишь по параметрам, определяющим физическую безопасность изделия для ребенка. Это состав материала, окраска, форма отдельных элементов и способ их крепления. Государственного регулирования в области «психической безопасности» игрушек не существует. Однако есть исключение. Запрещено продавать военные игрушки и игры, «копирующие вооружение, боевую среду и солдат», начиная с 1914 года и далее.

Раньше на прилавках детских магазинов нельзя было увидеть даже наборы для моделистов, представляющие военную технику 20 века, однако в 1989 году разборные «мессершмиты» и «Т-34» все же появились в продаже. Торговые организации и Ведомство по делам потребителей, однако, договорились, что реклама такого рода товаров вестись не будет, а оформление упаковок станет крайне сдержанным, направленным только на техническую сторону изделия. Романтизация войны и насилия, способная повредить детскую психику, запрещена.

Алексей СМИРНОВ, Стокгольм


ПЕКИН БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ ЗА КАЧЕСТВО ИГРУШЕК

В Бельгии безопасность детских игрушек находится под двойным контролем: ее обеспечивают законодатели, а также неправительственные организации, в частности – «Гринпис». Но экологам и медикам не всегда удается добиться запретов на те или иные игрушки и материалы. Бизнес отстаивает свои интересы, стараясь доказать, что запрет не оправдан. Если в европейской промышленности роль цербера на заводах играют «встроенные» органы контроля, то привозные игрушки проверяет таможня. Но ее фильтр недостаточно плотен, и неправительственные организации, общества потребителей часто «ловят» опасные игрушки уже на прилавках магазинов. Недавно в Брюсселе было подписано специальное соглашение («дорожная карта») между Еврокомиссией и китайским правительством, по которому Пекин взял на себя ответственность за безопасность поставляемых в Европу игрушек.

Александр МИНЕЕВ, Брюссель


АННА СЕМЕНОВА, АННА КОЗЛОВА

Новые Известия