14.11.2006

Страховщики попали под Nissan. Дилеры требуют антимонопольного расследования



Nissan Конфликт страховых компаний с дилерами Nissan, попытавшимися ввести единые цены на авторемонт, обернулся скандалом. Автодилеры сами подают в Федеральную антимонопольную службу жалобу, и теперь объектом антимонопольного расследования могут стать уже крупнейшие страховые компании, в числе которых "Ингосстрах", РОСНО и "РЕСО-Гарантия". Вчера ФАС рассматривала сразу несколько дел в отношении партнеров ООО "Ниссан Мотор Рус", которые служба возбудила по жалобе страховых компаний, продающих полисы автострахования. Летом компании пожаловались в ФАС на то, что дилеры Nissan резко, на 25%, подняли цены на ремонт и запчасти (см. Ъ от 31 августа). Если это пройдет безнаказанно, заявляли страховщики, другие автопроизводители последуют его примеру и страховщикам невыгодно будет отправлять машины клиентов на ремонт к официальным дилерам.

Как рассказала вчера Ъ глава управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС Юлия Бондарева, заседание обернулось скандалом. Автодилеры заявили, что подают встречную жалобу: по их мнению, страховщики сами вступили в сговор. Как рассказал Ъ финансовый директор Genser Игорь Пономарев, представители дилеров Nissan (Genser, Major-Auto, "Дикси-трейд", "Сервис+") заявили вчера в ФАС, что в Московском регионе до 80% страховых полисов ОСАГО контролируют несколько страховщиков – "Ингосстрах", РОСНО, "РЕСО-Гарантия" – и они диктуют автодилерам расценки на ремонт автомобилей, требуя скидки в 30-40% от его стоимости. На условиях анонимности представитель крупного дилера пояснил Ъ, что между страховщиками и дилерами с момента введения "автогражданки" в 2003 году действовали негласные договоренности о цене на техобслуживание и ремонт автомобилей. Страховщики на тот момент еще слабо представляли, как можно заработать на этом рынке, и попросили дилеров заморозить цены на обслуживание и ремонт до июля 2006 года. Как утверждает источник Ъ, наиболее добросовестно к этой просьбе отнеслись как раз дилеры Nissan, которые не индексировали цены даже с учетом инфляции. Но летом 2006 года дилеры захотели пересмотра условий заканчивающихся соглашений со страховщиками – автодилеры посчитали, что теперь время зарабатывать им. Страховщики с такой постановкой вопроса якобы не согласились, а на попытку Nissan ввести единые цены выдвинули ультиматум о скидках на авторемонт.

Страховщики отвергают обвинения. "'Ингосстрах' никогда не участвовал ни в каких сговорах и никогда не давил на этот сегмент рынка",– заявил Ъ вице-президент "Ингосстраха" Илья Соломатин. "Мы, как и многие страховщики, вынуждены были пойти на условия Nissan, чтобы не оставить машины клиентов без ремонта,– говорит глава департамента страхования автотранспорта РОСНО Сергей Абалакин.– Но ни в какой сговор мы не вступали и ультиматумов по скидкам не предъявляли".

По словам финдиректора Genser Игоря Пономарева, Genser будет подавать заявление в ФАС против страховщиков в одиночку либо совместно с другими дилерами. "Надеемся, что ФАС определит, что импортер автомобилей вправе устанавливать единые цены на техобслуживание и ремонт. Это, на наш взгляд, единственная цивилизованная схема решения проблемы, она действует во всем мире",– говорит господин Пономарев. Вчера на заседании ФАС представители РСА повторили тезис о том, что если примеру Nissan последуют остальные автопроизводители, выплаты по ОСАГО вырастут на 13% и не все страховщики справятся с ростом уровня убыточности автострахования. Вчера ФАС перенесла рассмотрение дела "дилеры Nissan против страховщиков" на 5 декабря. Ъ будет следить за развитием событий.

ТАТЬЯНА Ъ-ГРИШИНА, ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ

КоммерсантЪ