"Седьмой континент" вышел на "Простор" Белоруссии"Седьмой континент" начинает активную экспансию на розничный рынок Белоруссии. Летом этого года ритейлер купил 50% компании "Простормаркет", владеющей одним гипермаркетом ProStore в Минске, а в 2007-2008 годах планирует открыть еще пять гипермаркетов в белорусской столице. Кроме того, "Семерка" подумывает запустить в стране сеть супермаркетов. Потенциал местного рынка очень высок, а конкуренция практически отсутствует, констатируют эксперты. "Седьмой континент" приобрел 50% "Простормаркета" в июле этого года. Тогда в "Семерке" сообщили, что планируют увеличить пакет до контрольного, потратив на это $5 млн. Теперь компания начинает активную экспансию на белорусский розничный рынок. В 2007-2008 годах намечено построить еще пять гипермаркетов в Минске, сообщил директор по маркетингу "Простормаркета" Дмитрий Росель. Он уточнил, что торговая площадь гипермаркетов составит 6-7 тыс. кв. м. По словам господина Роселя, предполагается, что гипермаркеты будут открываться под брэндом ProStore. Финансовый директор "Седьмого континента" Александр Руснак подтвердил, что компания "рассматривает возможность увеличения сети гипермаркетов в Минске и данный рынок является интересным для компании", но отказался от подробных комментариев. Кроме того, по информации Ъ, рассматривается и возможность вывода в Белоруссию сети супермаркетов. Однако господин Руснак утверждает, что "пока об этом говорить преждевременно". "Седьмой континент" – один из крупнейших российских розничных операторов. На 30 сентября сеть включала 116 супермаркетов и 4 гипермаркета. Основные владельцы – Александр Занадворов и депутат Госдумы Владимир Груздев. В свободном обращении на РТС и ММВБ находятся 25,2%. Оборот за девять месяцев 2006 года составил $669,6 млн. По данным минстата Белоруссии, объем розничной торговли страны в первом полугодии 2006 года достиг $7,65 млрд, что на 16,6% больше, чем за аналогичный период 2005 года. Покупательная способность населения Белоруссии в среднем ниже, чем на Украине и в Казахстане, говорит партнер компании Deloitte Егор Метелкин. "Однако потенциал у этого рынка есть. Тот же Минск, где 'Семерка' будет развивать гипермаркеты, довольно густонаселенный город (население – 1,7 млн человек.–Ъ), а значительных сетевых игроков там нет",– добавляет он. В Минске практически нет сетевой розницы, а в стране гипермаркетов всего четыре, рассказывает один из белорусских ритейлеров. Директор по маркетингу сети "Магнит" Хачатур Помбухчан считает, что "Семерка" выбрала правильный формат для развития в Белоруссии: "Формат 6-7 тыс. кв. м – один из самых успешных в мире. Он легко конкурирует по ассортименту с супермаркетом, а управляется намного проще, чем крупный гипермаркет". С ним согласен совладелец группы "Виктория" Александр Зарибко, который развивает в этой стране сеть супермаркетов "Алми". Господин Зарибко рассказал Ъ, что также планирует открывать в стране магазины этого формата под брэндом "Алми". "Во втором квартале 2007 года мы откроем первый гипермаркет площадью 15 тыс. кв. м в городе Гродно. Инвестиции в него составят порядка $15 млн",– говорит он. Исходя из этой оценки, инвестиции "Седьмого континента" в строительство гипермаркетов в Белоруссии могут составить до $35 млн. Аналитик ФК "Уралсиб" Андрей Никитин не исключает, что "Семерка" может и купить местную сеть. "Сейчас очевидно, что сеть не выполнит план по открытию магазинов. За девять месяцев было открыто 11 магазинов, а по плану должны были открыть 25",– свидетельствует он. По его оценке, у "Седьмого континента" сейчас порядка $200 млн свободных средств, а долговая нагрузка практически отсутствует. "Коэффициент чистого долга к EBITDA у ритейлера составляет 0,43. Это самый низкий показатель в индустрии. Все эти факторы по совокупности говорят о том, что компания готова к росту через поглощения как в России, так и за ее пределами",– заключает аналитик. КРИСТИНА Ъ-БУСЬКО, ДМИТРИЙ Ъ-КРЯЖЕВ КоммерсантЪ |