Большие и лишниеСтив Балмер, CEO Microsoft, в очередной раз заявил, что его компания будет активно разрабатывать веб-сервисы и собирается выбиться в лидеры в этом направлении. При этом основным конкурентом будет, скорее всего, Google. А у этих двух компаний довольно разные представления о том, какими должны быть сервисы. Фактически речь идет о конкуренции двух моделей, у каждой из которых есть свои преимущества и недостатки. Подразделение интернет-сервисов Microsoft стабильно приносит одни убытки, деньги же компания делает на продаже устанавливаемого ПО. И ее планы по завоеванию ниши веб-сервисов во многом основываются на предположении о поддержке всех миллионов пользователей Windows, Office и т. д. То есть речь не о том даже, что все вокруг такие лояльные пользователи и обожают Microsoft. Скорее о том, что пользователи инертны: что им дадут в комплекте с операционной системой, тем и будут пользоваться. Google же разрабатывает веб-сервисы в чистом виде, программы для установки на компьютер пользователя у компании тоже есть, но это, по сути, мелочи. Все эти аналоги MS Word, MS Excel, ежедневника и почты существуют исключительно в онлайновом варианте. Далее, Microsoft из офисных сервисов бесплатно предлагает только куцые сервисы с рекламой, а за более функциональные версии просит денег. Google (по крайней мере пока) аналогичные сервисы предлагает бесплатно, а зарабатывает деньги на рекламе. При этом на настоящий момент, кажется, почти нет еще людей, которые бы пользовались для ежедневных задач исключительно веб-сервисами. Точнее, таким сервисом разве что почта является. Но таблицы составляются все равно в установленной версии ПО, тексты пишутся аналогично. Хотя бы потому, что быстрый интернет, доступный в любом поле, пока еще не стал реальностью. Собственно, поэтому все нынешние сервисы - хоть от Microsoft, хоть от Google, хоть от небольших стартапов - оказываются иногда нужной дополнительной возможностью для работы где-нибудь в интернет-кафе. Сегодня модель, выбранная Microsoft, кажется более удачной: для большинства рабочих задач есть установленный на компьютере MS Office, дополнительно к нему есть Office Live. Вот только что это за дополнительные задачи - не совсем ясно. Не получается придумать, зачем компании платить и за установленную программу, и за онлайн-сервис для своих сотрудников. К тому же корпоративные пользователи часто боятся держать важную информацию на серверах каких-то третьих компаний, даже если их собственная система защиты информации в разы слабее. Иными словами, при всей прелести офисных программсервисов они оказываются почти лишними: приятной возможностью для пользователя, которой он реально пользуется раз в пятилетку. За подобный сервис вряд ли будут платить, не потому, что он чем-то плох, а потому, что есть более удобная и более привычная альтернатива. Сейчас еще предстоит объяснить людям, что можно выполнять офисную работу, заходя на какой-то сайт, что совместная работа над документами таким образом может строиться удобнее и прочее, и прочее. То есть Microsoft в этом случае бежит впереди паровоза. Что же до Google с ее бесплатными сервисами, то они скорее существуют не для того, чтобы вырасти в какой-то большой бизнес и побороть Microsoft на его территории, а для удержания пользователя, который вследствие этого будет больше пользоваться поиском от Google и на котором и можно будет заработать. Такая модель портала без внешних признаков оного. Все, что вам нужно, в одном флаконе. И к тому же бесплатно. И эта бесплатность ко всему прочему еще более осложняет попытки Microsoft продать аналогичный товар. АНТОН НЕСТЕРЕНКО Деловая газета "Бизнес" |