Panasonic обвинили в контрабанде. Шесть крупнейших сетей отказались от продукции под этой маркойПрезидент сети "Техносила" Вячеслав Зайцев (слева), вице-президент компании "М.Видео" Александр Зайонц (в центре) и председатель совета директоров компании "Евросеть" Евгений Чичваркин (справа) на пресс-конференции руководителей ведущих российских сетей по продаже бытовой техники, электроники и средств связи. Пресс-конференция прошла в агентстве "Интерфакс". Как и предсказывал Ъ, вчера шесть крупнейших российских электронных ритейлеров – "Эльдорадо", "Евросеть", "М.Видео", "Связной", "Техносила" и "Мир" – объявили об отказе от закупок продукции под маркой Panasonic. Официально сети объясняют бойкот не чрезмерно низкими отпускными ценами, установленными вендором для Media Markt, а тем, что производитель отказывается переходить на прямой импорт техники в Россию. В любом случае акция сетей уже вызвала недовольство Федеральной антимонопольной службы, которая считает, что их действия ограничивают конкуренцию на рынке электроники. Как говорится в совместном заявлении шести компаний, все они со вчерашнего дня полностью прекращают закупки продукции под маркой Panasonic и будут распродавать складские остатки. "Данное решение было продиктовано недобросовестным, а подчас и незаконным ведением бизнеса компанией Panasonic на территории России",– говорится в совместном заявлении ритейлеров. На пресс-конференции топ-менеджеры розничных сетей заявили, что российский офис Panasonic всячески препятствовал установлению прямого импорта товаров этой марки в Россию, завозил продукцию через посредников, использующих "серые" схемы поставок, не позволяя осуществлять поставки по прямым контрактам. Председатель совета директоров "Евросети" Евгений Чичваркин, в частности, заявил, что в "серых" схемах завоза телефонов DECT были заинтересованы менеджеры российского Panasonic и лично начальник телекоммуникационного подразделения Александр Вертунов. Господин Вертунов от комментариев отказался. Восстановить закупки продукции Panasonic в сетях планируют не раньше, чем та откажется от услуг посреднических компаний и начнет самостоятельно завозить свою продукцию на территорию России. При этом ритейлеры не ждут, что отказ от Panasonic заметно повлияет на их продажи. По оценке президента "Эльдорадо" Игоря Яковлева, доля Panasonic в сегменте аудио- и видеотехники не превышает 5% рынка, бытовой техники – 1%. Характерно, что вчера объединившиеся против Panasonic ритейлеры отказались как-либо связывать свои действия с появлением в России немецкого ритейлера электроники Media Markt, магазины которого в Москве открылись на прошлой неделе. Напомним, как раз в магазинах Media Markt российские ритейлеры обнаружили продукцию Panasonic, отпускаемую, как они утверждали, по демпинговым ценам и ввезенную по "серым" схемам (см. вчерашний номер Ъ). В самом Panasonic также связывают действия ритейлеров с выходом на рынок Media Markt. "До сих пор у нас были совершенно нормальные взаимоотношения со всеми этими сетями. Просто нас сделали крайними в начавшейся демпинговой войне",– заявил Ъ представитель компании. Он уверяет, что компания "не замешана в 'сером' импорте своей продукции в Россию". Media Markt and Saturn – крупнейшая сеть магазинов электроники в Европе, входит в Metro Group. Включает более 400 магазинов, выручка в 2005 году – €13,3 млрд. Эксперты также считают, что ритейлеры объединились именно против Media Markt. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что Media Markt даже с двумя магазинами в состоянии обрушить московский рынок электроники: "Media Markt продает DECT-телефоны ниже отпускной цены на 6%, фактически компания работает себе в убыток. Однако Media Markt могут себе это позволить, поскольку за ними стоит мощный финансовый ресурс в лице материнской Metro Group". "Российские сети в 2006 году работают с рентабельностью 23-25%. В Европе этот показатель составляет 4-7%. У Media Markt в зависимости от рыка рентабельность колеблется от 5 до 20%. Если он даже будет работать в России с рентабельностью 8-9%, сократится доходность всех российских розничных сетей",– отмечает управляющий партнер консалтингового агентства MOST marketing Виктор Ларионов. "Media Markt располагает панъевропейскими контрактами со всеми производителями и может требовать большие скидки, чем российские сети. Поэтому для российских сетей сейчас важно нанести упреждающий удар, показать производителям, что они тоже представляют реальную силу",– говорит исполнительный директор дистрибуторской компании "Арконада" Евгений Тимофеев. Впрочем, возможно, российским ритейлерам придется вернуть Panasonic на прилавки своих магазинов. Вчера вечером Федеральная антимонопольная служба распространила официальное сообщение по итогам встречи с руководством российского Media Markt. Действия российских сетей "могут содержать признаки нарушения закона 'О защите конкуренции'", говорится в сообщении ведомства. Представитель ФАС Марина Саранская сказала, что в ближайшее время чиновники встретятся со всеми участниками конфликта, после чего примут решение о том, возбуждать ли дело против шести ритейлеров. Глава российского Media Markt Збигнев Здулечны отказался от комментариев, сославшись на то, что не присутствовал на встрече с ФАС. ДМИТРИЙ Ъ-КРЯЖЕВ, АЛЕКСАНДРА Ъ-ХОДОНОВА КоммерсантЪ |