Клуб миллионеров. На чем зарабатывают деньги звезды спортаНе секрет, что спортсмены не самые бедные люди в мире. Многие из них, особенно те, кто подпадает под определение «звезда», – даже наоборот. Тем более что они уже давно стремятся зарабатывать не только чистым спортом, но и другими доступными способами. Впрочем, основополагающим фактором успешности этого «побочного бизнеса» являются имя и популярность спортсмена. Как и в моде, здесь важна марка. О том, как или на чем зарабатывают наиболее известные звезды российского и зарубежного спорта, «Новые Известия» и хотят рассказать. Самый распространенный вид неспортивного заработка у спортсменов – разумеется, реклама. Правда, эта идея, несмотря на ее простоту, пришла им в голову не так давно, как может показаться. Дело в том, что ее реализация стала возможной благодаря наступлению эры телевидения, хотя в газетах и журналах спортсмены открыто или скрыто «продвигали» товары, начиная с 1909 года. И все же по большому счету все закрутилось со знаменитого американского баскетболиста Майкла Джордана, чей пик популярности пришелся на 80-е – 90-е годы. Представители фирмы по производству спортивной обуви и одежды «Найк» в 1984 году смекнули, что модель кроссовок, в которой играет Джордан, продается в разы лучше, чем остальные. Сегодня король рекламного мира – англичанин Дэвид Бекхэм. Деньги, которые футболист получает от производителей различных товаров, в пять раз больше тех, которые он зарабатывает своей профессиональной деятельностью. Экс-капитан сборной Англии имеет контракты с фирмами, занимающимися изготовлением косметики, бытовой техники, одежды и продуктов питания. Реклама – двигатель спорта В последнее время все чаще на мировом рынке рекламы можно видеть и наших атлетов. Больше других в этом вопросе преуспела, конечно, Мария Шарапова. Маша уже выиграла немало престижных турниров при том, что ей только в следующем году исполнится 20 лет. Но спортивные гонорары – лишь часть ее более чем нескромного бюджета. За честь сделать Шарапову лицом своего товара борются гранды мирового бизнеса. Свой первый рекламный контракт спортсменка заключила два с половиной года назад с производителем ноутбуков La Vie. Сегодня бывшая сибирячка уже не представляет свою жизнь без техники Canon, часов TAG Heuer, телефонов Motorola, а также одежды и аксессуаров от Louis Vuitton. За участие в рекламных проектах она получает около 20 млн. долларов. И все же наши спортсмены влились в богатый мир рекламы и стали снимать его сливки гораздо позже зарубежных коллег – в середине 90-х, по мере того, как на наш рынок проникали солидные торговые марки. Первые рекламные контракты были заключены с красавицей-гимнасткой Алиной Кабаевой и штангистом Алексеем Петровым. На них сделала ставку компания Samsung. По сравнению с теми суммами, которые сегодня получают спортсмены за разрешение использовать свое лицо и имя на ТВ или на уличных плакатах, это были сущие «копейки» – каждый получил примерно по 15 тыс. долларов. На первых порах дело доходило и до скандалов. Например, известный футболист Александр Мостовой заключил в свое время персональный контракт с фирмой Pepsi, несмотря на то, что сборная России, за которую он выступал, уже была связана обязательствами с ее «вечным» конкурентом – Coca-Cola. Представителям Российского футбольного союза пришлось «внутрисемейно» решать конфликт, дабы он не перерос в нечто глобальное. В последние годы список товаров, рекламируемых отечественными спортсменами, стал довольно велик. Примерно он выглядит так: компьютеры – Гарри Каспаров; сотовая связь – Дмитрий Аленичев, Елена Дементьева, Анастасия Мыскина, Вера Душевина, Андрей Аршавин; карамель на палочке – Евгений Плющенко; часы – Мыскина, Павел Буре, Владимир Крамник; обувь – Аршавин, Евгений Алдонин; сок – Мыскина; чай – Плющенко; дезодорант – Елена Бережная, Мария Шарапова; презервативы – Антон Сихарулидзе. И это еще не все. Не исключено, что через несколько лет мы уже будем составлять списки тех спортсменов, которые не задействованы в рекламе. Зидана и Матерацци — в серию «ЖЗЛ» Зарабатывают спортсмены и иным способом – литературным. Благо богатая на события биография позволяет. Впрочем, опять же – дело не столько в биографии, сколько в имени. Обычно спортсмен пишет мемуары (чаще он их кому-то надиктовывает) или о нем кто-то ваяет книгу-биографию, когда прожита уже большая часть жизни. В популярной серии «Жизнь замечательных людей» вышло немало жизнеописаний прославленных спортсменов – таких, как Лев Яшин, Николай Старостин, Валерий Харламов, Валерий Лобановский, Валерий Брумель... Несколько книг вышло у Валерия Газзаева. Даже нападающий футбольного «Зенита» Александр Кержаков успел выпустить «фолиант» под названием «До 16 и старше» (и написал он его в 19 лет!). Несмотря на молодость автора, произведение не осталось без внимания. Юные поклонницы питерской команды скупали его в книжных магазинах пачками, так как в нем помимо исчерпывающей информации о футболисте было множество фотографий кумира. Правда, Александр почему-то не любит говорить о своем первом и пока единственном литературном опыте. Некоторые спортсмены предпочитают рассказывать людям не о себе, а о том, каким образом можно улучшить фигуру и самочувствие. Подобные книги уже изданы под авторством Ирины Чащиной, братьев Кличко и Константина Цзю. Последний также выпустил на DVD сборник своих упражнений. Хотя дальше всех в литературе пошел все-таки другой спортсмен. Недавно увидел свет опус итальянского футболиста Марко Матерацци под названием «Что я на самом деле сказал Зидану». Загадка – как защитник умудрился расписать на целую книгу фразу из нескольких слов, сказанных капитану сборной Франции в скандально знаменитом эпизоде финала чемпионата мира?! Деловые люди Многие спортсмены (особенно современные) еще в самом расцвете своей карьеры начинают задумываться о том, чем будут зарабатывать на жизнь после большого спорта. А иные не просто задумываются. Кто-то, получив большие деньги, предпочитает их сразу потратить, а другие, напротив, вкладывают в бизнес. Сейчас у большинства отечественных спортсменов более-менее высокого уровня помимо профессиональной деятельности есть «свое дело». Причем в большинстве случаев оно тщательно скрывается от общественности. Скажем, вышеупомянутый Александр Кержаков владеет двумя кафе в родном Санкт-Петербурге. Его одноклубник Андрей Аршавин «работает» в текстильной сфере. Но чаще спортивные знаменитости все-таки вкладывают средства в фитнес-центры (или салоны красоты), магазины и рестораны. Кстати, серьезными «воротилами бизнеса» в нашем футбольном мире слывут известные тренеры Юрий Семин и Валерий Газзаев. Говорят, их интересы простираются даже на заграницу. Кое-кто на закате карьеры осваивает журналистику, особенно наиболее популярную ее сферу – телевизионную. Потянулись спортсмены в политику, как тот же Виталий Кличко, который еще до ухода из бокса стал подумывать о карьере киевского градоначальника и вообще активно участвовал в «оранжевой» революции, или Светлана Журова и уже упоминавшийся Плющенко, недавно вступившие в ряды соответственно «Единой России» и «Справедливой России».
АНАСТАСИЯ КОМАРОВА Новые Известия |
||