09.01.2007

Лукашенко жмет из газа нефть


Едва придя к компромиссу по вопросу о цене на российский газ, Белоруссия решила возместить потери за счет российской же нефти. В конфликт уже вовлечен ряд стран Западной Европы, куда в ночь на понедельник прекращены поставки нефти.

Согласившись с повышением цен на российский газ, Александр Лукашенко решил взять реванш на нефти. Подписанный за две минуты до Нового года между «Газпромом» и Белоруссией газовый договор стал, как оказалось, лишь кратковременной передышкой в энергетическом противостоянии сторон. Аккурат 1 января правительство Белоруссии проинформировало МЭРТ России и «Транснефть» о введении совершенно нового сбора – таможенной пошлины за транспортировку нефти.

«Пошлина составит $45 за тонну нефти. Это таможенная пошлина на нефть, она полностью рассчитывается и является обоснованной», – заявил тогда премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский. Создание нового налога руководство республики называет ответными действиями на утвержденную Россией месяцем ранее пошлину на импорт нефти в размере $180,7 за тонну. До последнего момента Белоруссия была единственной республикой, получавшей сырье беспошлинно и реэкспортирующей его уже по коммерческим ценам. Действия российской стороны, как подчеркивают в белорусском правительстве, «разрушили устоявшиеся коммерческие связи и существенно ухудшили экономическое положение нефтеперерабатывающей отрасли Беларуси».

Российское правительство оказалось, мягко говоря, удивлено налоговой инициативой Белоруссии . Введение таможенной пошлины на нефть, транспортируемую по нефтепроводам республики, «не имеет аналогов в мировой практике», подчеркивается в сообщении пресс-службы российского МЭРТа. Эти меры приняты белорусской стороной «без консультаций с российской стороной и противоречат действующим между Россией и Белоруссией торгово-экономическим соглашениям». Подобного сбора нет ни в одной стране.

«Это инновация господина Лукашенко, – констатирует начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев. – Белоруссия возвращает нас во времена феодализма, когда барон брал десятую часть стада за проход через свою территорию. Пошлина берется либо за экспорт продукта на территорию страны, либо за импорт, но не за транзит через нее. Со стороны Белоруссии это неадекватный шаг, лишний раз подчеркивающий экономическую безграмотность руководства республики».

Белорусский налог делает транзит сырья через республику практически бессмысленным. «Фактически Белоруссия удваивает стоимость транспортировки нефти для российских компаний, – подчеркивает аналитик Rye, Man & Gor Securuities Константин Черепанов. – Сумма, которую белорусы запрашивают в качестве пошлины за транзит тонны нефти, сопоставима со стоимостью поставки нефти из Западной Сибири в Европу. И это учитывая затраты на фрахт танкера».

Свое налоговое нововведение Белоруссия задействовала моментально. В понедельник по распоряжению концерна «Белнефтехим» был прекращен транзит нефти по территории республики по нефтепроводу «Гомельтранснефть «Дружба», сообщил «Интерфаксу» представитель компании. «Нефтепровод не осуществляет прокачку нефти в направлении Польши, Германии и Украины по распоряжению концерна «Белнефтехим», – сказал представитель компании «Гомельтранснефть «Дружба».

Польша еще ночью направила письмо белорусскому оператору нефтепровода в связи с приостановкой поставок нефти, однако ответа до сих пор не получила. «Пока мы не знаем, почему были прекращены поставки (нефти) и когда они будут восстановлены», – отметил пресс-секретарь предприятия PERN, занимающегося эксплуатацией польского участка нефтепровода «Дружба», Томаш Закшевский.

Кроме того, с 6 января Белоруссия незаконно отобрала из трубопровода «Дружба» более 79 тыс тонн нефти, предназначавшихся для потребителей в Западной Европе, заявил в понедельник президент «Транснефти» Семен Вайншток. «Белорусская сторона, – подчеркнул глава «Траснефти», – должна вернуться в режим соблюдения международных норм и правил, который исключает применение дискриминационных мер в отношении транзитных поставок». Пока «Траснефть» старается увеличить экспорт нефти в Западную Европу по другим направлениям.

Понимая, что нарушение международных норм Россия долго терпеть не будет, Белоруссия предлагает очередные переговоры. В российский МИД уже поступило предложение начать во вторник диалог «по вопросу пошлин на транзит российской нефти». 10 января в Москву готов прибыть премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский.

Белорусы хотят взять свое не мытьем, так катаньем, говорят политологи. «Белоруссия считает, что вопрос по газу закрыт (республика добилась всего по максимуму) и теперь пытается выторговать себе более выгодные условия по нефти», – полагает замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Напомним, стороны договорились о постепенном переходе Белоруссии на рыночные цены. На 2007 год для Белоруссии установлена цена в $100 за тысячу кубометров. В 2008 году цена на газ составит 67% от цены на газ на европейском рынке за вычетом транспортных расходов (net back), в 2009 году – 80%, в 2010-м – 90%, в 2011 году – 100%. Темп роста этих понижающих коэффициентов, по словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, полностью соответствует показателям, которые приняты в Российской Федерации. Россия к 2010 году получит 50% акций в СП с «Белтраснгазом» за $2,5 млрд. «Россия оказалась в очень сложном политическом положении, – подчеркивает Макаркин. – Конечно, можно перекрыть нефть, как в случае с Украиной, но ежегодное перекрывание трубы плохо скажется на репутации России. Более того, ситуация с Белоруссией кардинально отличается от украинской. Украина тогда находилась в преддверии выборов, и Ющенко вынужден был пойти на условия российской стороны – иначе затянувшимся кризисом воспользовался бы его противник Янукович. А в Белоруссии выборы уже прошли, и Лукашенко чувствует себя уверено. Кроме того, в Белоруссии нет пророссийской оппозиции, белорусские оппозиционеры – это политики прозападного толка. Россия крайне не хочет усиления позиций Запада в Белоруссии, более того, опасается, что в республике может начаться и атлантическая интеграция. Поэтому мы волей-неволей вынуждены поддерживать режим Лукашенко. Он это прекрасно знает и успешно этим пользуется». Сегодня Россия расплачивается за ошибку 2001 года, когда она не поддержала пророссийскую оппозицию в республике.

«Окажи мы им тогда поддержку, – говорит Макаркин, – сейчас уже российская сторона могла бы давить на Лукашенко, имея выбор между двумя возможными режимами, одинаково поддерживающими Россию». Сейчас оппозиционеры пользуются поддержкой Запада. Евросоюз уже потребовал у Белоруссии и России объяснений по поводу прекращения транзита нефти.

Анна Фирсова, Алексей Топалов

Газета.RU