10.01.2007

Обмен пошлинами



Белоруссия продолжает требовать пошлину за транзит нефти, а Москва готова уже в феврале обложить импортной пошлиной белорусские товары, стоимость которых превышает половину экспорта соседнего государства в Россию. Но это не спасет от убытков ни российских нефтяников, ни их европейских партнеров.

Министр экономразвития Герман Греф заявил вчера, что условием начала переговоров с Белоруссией является отмена пошлины ($45 за 1 т) на транзит российской нефти и беспрепятственная прокачка ее в Европу. Но его встреча с вице-премьером Белоруссии Андреем Кобяковым не дала результата. Президент Владимир Путин вчера так отреагировал на введение Минском с 1 января пошлин на транзит в Европу российской нефти: “Поручаю правительству выработать комплекс мер, направленный на защиту российской экономики. [Это] касается всех аспектов взаимоотношений <...> с Белоруссией”.

Источник в Белом доме рассказал “Ведомостям”, что в ближайшие дни будет подготовлен пакет экономических мер, включая введение пошлин для белорусских товаров, ввозимых сейчас по нулевой ставке. Ограничения уже коснулись белорусского сахара, на ввоз которого в Россию по распоряжению правительства 29 декабря установлена таможенная пошлина. По информации собеседника “Ведомостей”, уже с февраля к сахару могут добавиться мясо и субпродукты (в Россию идет 99,9% экспорта), молоко и молокопродукты (более 90%), телевизоры (около 90%), мебель (свыше 80%). Пошлинами будет обложена продукция, составляющая свыше половины белорусского экспорта в Россию ($6 млрд в денежном выражении), сказал чиновник. Не тратить время на антидемпинговые расследования и прочие формальности позволяет подписанный Путиным за день до нового года закон “О специальных экономических мерах”, позволяющий главе государства вводить санкции, если необходима “безотлагательная реакция на международно-противоправные деяния либо недружественные действия иностранного государства или его органов и должностных лиц”. По этому закону президент может временно замораживать экономические программы и военно-техническое сотрудничество, сворачивать внешнеэкономические и финансовые операции, изменять таможенные пошлины.

В Белом доме признают, что эти меры фактически станут временным разрывом таможенного союза с Белоруссией. “Но по-мирному договориться с [президентом Александром] Лукашенко как-то не получается”, — сокрушается источник в администрации президента. Первопричину конфликта он видит в топливной сфере. “Газпром” и “Белтрансгаз” только 31 декабря подписали контракт на поставки в Белоруссию и транзит газа в Европу в 2007 г. Вместо $200 за 1000 куб. м, которые “Газпром” уже заложил в свой бюджет, Белоруссия будет получать топливо по $100 (в 2006 г. — $46,68), и это выльется для страны в дополнительный $1 млрд. А на повышении стоимости транзита для 44 млрд куб. м российского газа Минск отобьет лишь $360 млн.

далее...

Александр Беккер, Ирина Резник

Ведомости