Второй белорусский. Владимир Путин дал понять, что в нефтяном конфликте с Минском Москва на уступки не пойдетАналитики считают, что все сейчас зависит от поведения Лукашенко, и предупреждают, что у него в запасе есть сильные козыри, при использовании которых Россия может оказаться в положении иностранных инвесторов на Сахалине. Во вторник Владимир Путин достаточно жестко высказался о нефтяном российско-белорусском конфликте. На доклад президенту министра финансов Алексея Кудрина о том, что в связи с введением пошлин на поставку нефти в Белоруссию в наступившем году российский бюджет получит $3,5–4 млрд, Путин отреагировал в свойственной ему манере. «Значит, потери российского бюджета в связи с отсутствием экспортной пошлины на сырую нефть на протяжении последних пяти лет составляли около $3–4 млрд в год?» – поинтересовался президент. Также Путин напомнил, что и в отношении газа у Белоруссии положение более чем выгодное. Президент отметил, что Россия поставляет Белоруссии газ по самой низкой в СНГ цене. «Польша у нас покупает газ по $270 за 1 тыс. кубометров. Это значит, что для Белоруссии рыночная цена за газ была бы $260, – пояснил глава российского государства. – Российская Федерация согласилась с тем, что будет продавать газ не по рыночной цене – по $100 за 1 тыс. кубометров. Это самая низкая цена в СНГ. Даже такая страна, как Армения, а там немало проблем, платит по $110». При этом он не забыл упомянуть, что экспортной пошлины на газ для Белоруссии не существует. Президент особо подчеркнул, что из-за особого отношения к Белоруссии «Газпром» теряет порядка $2 млрд в год. Откуда президент взял эту цифру понятно: в страны ЕС российский газ продается в среднем по $200 за 1 тыс. кубов, а учитывая, что Белоруссия потребляет в год порядка 20 млрд кубометров газа, получается, что «Газпром» недополучит как раз $2 млрд. Столь показательные заявления Путина относительно Белоруссии вызваны конфликтом, развернувшимся из-за пошлин на российскую нефть. Напомним, что с 1 января наступившего года Россия ввела для Белоруссии экспортные пошлины на свою нефть, которых ранее в отношении республики не существовало. И теперь отечественные нефтяные компании должны платить таможенную пошлину за экспорт в Белоруссию $180 за тонну. Таким образом, баррель российской нефти для белорусов подорожал на $25. В ответ Белоруссия ввела для российской нефти таможенные транспортные пошлины в размере $45 за тонну, что привело к прекращению транзитных поставок российской нефти через Белоруссию. Как уже писала «Газета.Ru», российский транспортный монополист «Транснефть» остановил поставки по трубопроводу «Дружба». «Белорусская сторона проинформировала «Транснефть» в соответствующих телеграммах, что гарантирует прокачку нефти только при условии оплаты транзитных платежей, что физически невозможно», – заявил вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев. По словам отечественных экспертов, введение Белоруссией таможенной пошлины стало явлением беспрецедентным. «Пошлина взимается либо за экспорт продукта, либо за импорт, но не за транзит», – напоминает аналитик ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев. К отраслевым аналитикам присоединились и юристы. «Такого нет ни в одной стране мира, – прокомментировала введение пошлин руководитель проектов международной практики юрфирмы «Вегас-Лекс» Екатерина Галашева. – Мировая практика ничего подобного не предусматривает». Для урегулирования взаимных претензий в Москву в срочном порядке прилетела делегация правительства Белоруссии во главе с заместителем министра экономики республики Владимиром Найдуновым. Несмотря на то что введение пошлин вызвало широкий резонанс, сейчас, по словам Найдунова, белорусская делегация привезла в Москву проект соглашения о распределении таможенных пошлин на нефтепродукты, которое поспособствует урегулированию разногласий. «В проекте нами предложены варианты, которые позволяют взаимно урегулировать вопросы, как связанные с взиманием ввозной таможенной пошлины на нефть, так и с взиманием пошлины на транзит нефти через территорию Белоруссии, – заявил Найдунов. – По нашему глубокому убеждению, наша позиция могла бы способствовать разрешению ситуации». Несмотря на столь оптимистичный настрой главы белорусской делегации, российская власть продолжает настаивать на том, что в сложившейся ситуации неправомерно действует именно Белоруссия. «С точки зрения права введение Белоруссией таможенного платежа за российскую нефть является беспрецедентным, – заявил глава МЭРТ Герман Греф. – это решение нарушает договорно-правовую базу России и Белоруссии, в частности, два межправительственных соглашения и соглашение, заключенное Белоруссией с «Транснефтью». Судя по заявлениям первых лиц, Москва намерена отстаивать свои интересы до конца. Например, в МЭРТ белорусскую делегацию весь вторник не принимали – источник «Газеты.Ru» в министерстве рассказал, что время встречи долго уточнялось. Тем не менее отечественные эксперты уверены, что вопрос об урегулировании пошлин сейчас зависит от одного человека, и этот человек – Лукашенко. «В Кремле хотят решить проблему с позиции силы, – считает аналитик брокерского дома «Открытие Наталья Мильчакова. – Однако наши министерства, напротив, всеми силами пытаются уладить разногласия в рамках правового поля». По словам Мильчаковой, если Россия и дальше будет давить на Белоруссию, Евросоюз недополучит нефти, и виновата в этом будет прежде всего Россия. «Белоруссию на Западе рассматривают как часть российско-белорусского единого экономического пространства, – поясняет эксперт. – И если мы не сможем цивилизованными методами повлиять на Лукашенко, Европа будет предъявлять претензии именно к нам. Режим Лукашенко уже настолько надоел Западу, что давить будут на Россию, чтобы мы перестали его поддерживать». Мильчакова уверена, что сейчас все зависит от поведения президент Белоруссии. А повести себя Лукашенко может по-разному. Эксперты говорят, что у Белоруссии есть серьезные рычаги давления на Россию. «Лукашенко имеет в запасе сильнейший ход – «вариант Митволя», – считает аналитик East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. – Белорусский участок газопровода Ямал–Европа, принадлежащий «Газпрому», был построен в 2003 году. Я уверен, что на трассе можно найти множество нарушений природоохранных законов Белоруссии». В частности, по словам Корчемкина, на фотографиях из космоса хорошо видно, что ширина землеотвода почти в три раза превышает нормативные 45 метров. «По примеру Сахалина, Белоруссия вполне может наложить на «Газпром» многомиллиардные штрафы, – считает эксперт. – И как бы законным способом получить в собственность 51% транзитного газопровода. Я думаю, скоро мы услышим слова Лукашенко о том, что «газопровод Ямал–Европа – это уродливый шрам на лице «синеокой Беларуси». Пригодятся все наработки «Газпрома» и Митволя – от незаконной вырубки леса до нарушения экологического режима водоемов». Напомним, что после многомиллиардных экологических претензий к проекту «Сахалин-2» его иностранные акционеры согласились на приход «Газпрома». Алексей Топалов Газета.RU |