11.01.2007


Краткий обзор рынка кетчупа и других покупных соусов

Все знают, откуда родом помидоры - из Южной Америки, но трудно наверняка сказать, где впервые был приготовлен кетчуп. Изначально кетчупом называли некий соус, не имеющий ничего общего с помидорами, и лишь в 18 веке под кетчупом стали подразумевать именно томатный соус. Однако массовое потребление и любовь к этому виду соуса проявились в 19 веке, который можно назвать веком появления кетчупа в привычном для нас виде.

По данным, полученным в ходе исследования Media Marketing Index1, за период с 2001 года по 2005 год наблюдается тенденция к росту потребления кетчупа, так, если в 2001 году кетчуп потребляли 52% казахстанских семей, то в 2005 году число семей увеличилось и составило 62% (см.Диаграмму 1). В рассматриваемый период наблюдается неустойчивость в потреблении других покупных соусов (кроме кетчупа и майонеза), хотя, в целом, можно отметить рост, так в 2005 году 20% семей отметили потребление покупных соусов, для сравнения в 2001 году число таких семей составляло 17% (см.Диаграмму 1).

Диаграмма 1 - Потребление кетчупа и других покупных соусов. Динамика 2001-2005 гг. %

В какой бы стране мира ни готовилась вкусная и здоровая пища, без соуса ей не обойтись. С соусом она становится ароматнее, сильнее возбуждает аппетит. Производители предлагают широкий выбор видов соуса, благодаря чему потребители получают возможность приготовить в домашних условиях изысканные блюда. По данным MMI, на протяжении последних 5 лет томатный соус2 является лидером в потреблении (см.Таблицу 1).

Таблица 1 - Предпочтения по видам соусов. Динамика 2001-2005 гг. %

  2001 2002 2003 2004 2005
Томатный соус 11,9 11,8 13,8 14,6 12,6
Соевый соус 6,2 5,6 7,2 7 6,9
Шашлычный соус 4,2 3,6 5,5 6,3 6,3
На основе майонеза 3 2,4 2,2 2,9 2,2
На основе растительного масла 1 1,2 1,4 0,8 1,5
Другие 2,6 1,8 2,3 3,4 2,3

Сегодняшний потребитель уже не такой как раньше, он становится более требовательным и придирчивым. Совершая покупки, потребитель все больше отдает предпочтение качеству, ориентируясь именно на него в первую очередь. Не является это исключением и при покупке кетчупа и соусов. В 2001 году 65% населения Казахстана выбрали для себя критерий качества как наиболее приоритетный при покупке кетчупа и соусов. К 2005 году число таких людей увеличилось и составило 74% (см.Таблицу 2).

Таблица 2 - Ориентации при покупке кетчупа и соусов на цену и качество. Динамика 2001-2005 гг. %

  2001 2002 2003 2004 2005
цена 23 20 21 20 18
качество 65 69 72 70 74

При покупке кетчупа и соусов потребители, в основном, ориентируются на 2-3 определенные марки, причем таких потребителей к 2005 году стало больше, и они составили 54%. Число потребителей с устойчивой ориентацией (тех, кто покупает всегда только одну марку), наоборот, с каждым годом уменьшается, так, если в 2002 году их было 24%, то в 2005 - стало 19%. Самой интересной группой потребителей можно считать тех, кто покупает марки, как получится, так как внимание таких потребителей можно переключить на новую марку. Видимо, производителям это хорошо удается, потому что число неустойчивых потребителей к 2005 году сократилось и составило 19%.

Диаграмма 2 - Ориентации при покупке кетчупа и соусов на количество марок. Динамика 2001-2005 гг. %

Казахстанский рынок изобилует количеством марок кетчупов, как отечественного, так и импортного производства. На протяжении 5 последних лет российская марка "Балтимор" возглавляет тройку лидеров по потреблению. Казахстанская марка "Арома", находясь на второй позиции в 2001-2003 гг., в 2004-2005 гг. перешла на третье место, уступив позиции марке "3 желания", которая неплохо набирает обороты, налицо явная тенденция к росту числа потребителей (см.Таблицу 3).

Таблица 3 - Потребление марок кетчупа . ТОР-3 (за 2005 г.). Динамика 2001-2005 гг. %

Марки 2001 2002 2003 2004 2005
Балтимор 29 32 33 31 30
3 желания * * 21 24 29
Арома 18 22 26 22 18

В 2005 году наиболее активно рекламировалась марка "Балтимор", на размещение ее рекламы было потрачено 268 604$, на рекламу марки "3 желания" и "Арома" потрачено 224 234$ и 62 400$ соответственно (см.Таблицу 4). Таким образом, сопоставив данные полученные в ходе исследования MMI и данные по рекламным расходам, можно сделать вывод, что рекламодатели не зря потратили свои деньги.

Таблица 4 - Распределение рекламного бюджета по рекламодателям . Тор 3.

Марка Расходы, 2005
Балтимор 268 604 $
3 желания 224 234 $
Арома 62 400 $

Кетчупы и соусы, как нельзя, кстати, могут помочь разнообразить наш стол зимой, добавив в наши привычные блюда некой экзотики и красок. Еще одним аргументом в пользу кетчупа и томатных соусов может послужить тот факт, что помидоры и красный перец, являющиеся основными компонентами натурального кетчупа, содержат вещества, обладающие выраженным противораковым действием.

1 по данным MMI - опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и более среди людей в возрасте от 15 лет и старше. Объем выборки составил в 2001 году - 2362 респондента, в 2002 году - 2295 респондентов, в 2003 году - 2460 респондентов, в 2004 году - 2350 респондентов, в 2005 году - 2470 респондентов.
2 томатный соус - это все соусы на томатной основе, кроме кетчупа.



TNS-GLOBAL.KZ