Hyundai затормозила на въезде в Россию. Лидером рынка стал FordПо итогам прошлого года объем продаж новых иномарок в России впервые превысил 1 млн автомобилей они заняли более половины рынка. Самой продаваемой маркой в 2006 году стал американский Ford, который сместил с первой позиции корейскую Hyundai. Отраслевые эксперты объясняют провал Hyundai проблемами с поставками машинокомплектов на Таганрогский автозавод (ТагАЗ). В пятницу Ассоциация европейского бизнеса (ACEA, объединяет европейских автопроизводителей) опубликовала итоги продаж новых иномарок в России за 2006 год. По данным ACEA, они выросли на 65% и превысили 1 млн автомобилей (1,008 млн штук). Самой продаваемой маркой стал Ford (см. таблицу), который по итогам 2005 года занимал лишь четвертую строку в рейтинге. При этом бывший лидер Hyundai оказался даже не на втором, а на третьем месте: вторую строчку, как и в 2005 году, занял Chevrolet. Изменения в таблице не ограничились перестановками в тройке лидеров. Примечательно синхронное перемещение вверх марок Nissan и Renault. Nissan поднялся с седьмого на пятое место, а Renault с восьмого на шестое, и партнеры по альянсу оттеснили с этих позиций Mitsubishi и Daewoo. По мнению независимого автомобильного эксперта Валерия Тараканова, успех Nissan связан с выходом в 2006 году на рынок России трех новых моделей: доступной Almera Classic (от $14 тыс.), компактной Note и машины бизнес-класса Teana. Renault же показал наилучший прирост продаж в первой десятке 148%. Сопоставимый показатель прироста только у корейской Kia (143%). Напомним, что Renault и Kia лидировали по приросту продаж и в первом полугодии 2006 года, и аналитики объясняли это запуском промсборки бюджетных моделей этих марок (в частности, Logan и Spectra) на московском "Автофрамосе" и "ИжАвто". Между тем лидером первой десятки по приросту продаж в 2006 году можно считать марку Chevrolet. Дело в том, что ACEA включает в объемы продаж Chevrolet модель Chevrolet Niva автомобиль, который многие эксперты не считают иномаркой (большая часть его узлов и агрегатов, в том числе двигатель, выпускаются в России). Без учета Chevrolet Niva (продажи которой упали на 7%) прирост продаж Chevrolet в России в 2006 году превысил 400%, что является абсолютным рекордом первой десятки. Рывок Chevrolet объясняется началом поставок в Россию бюджетной модели Lanos (собирается на украинском Запорожском автозаводе), а также других доступных моделей, машинокомплекты для которых выпускает GM DAT (Корея). Любопытно также, что рост продаж марки Porsche составил 151%, то есть этот luxury-брэнд (который ставится в один ряд с Bentley, Ferrari, Lamborghini и проч.) обогнал по приросту продаж премиальные брэнды Lexus (87%), Mercedes-Benz (92%), Audi (64%) и BMW (42%). Отметим, что Porsche является сегодня наиболее доступным брэндом категории люкс в России: цена на автомобили этой марки начинается от €56,85 тыс. Таким образом, преодолев психологический рубеж в 1 млн автомобилей, новые иномарки впервые стали доминировать на российском рынке новых легковых машин (масса до 3,5 тонны). Общий объем этого рынка, по предварительным оценкам Валерия Тараканова, составил 1,98 млн штук. То есть иномарки заняли 52% рынка, тогда как в 2005 году их доля была 48%. В денежном выражении, по расчетам господина Тараканова, объем рынка достиг $33,3 млрд (рост на 47%), и на продажи новых иномарок пришлось $25,2 млрд из этой суммы. Отраслевые эксперты еще по итогам первого полугодия 2006 года прогнозировали рекордный скачок продаж иномарок в России (см. Ъ от 7 июля 2006 года). Полугодовые объемы продаж в денежном выражении были сопоставимы с общим объемом продаж за весь 2005 год. Но лидером продаж оставалась Hyundai. То есть Ford сумел завоевать лидерство буквально за полгода. По мнению господина Тараканова, не последнюю роль в этом сыграло то, что Ford обязал своих дилеров продавать автомобили исходя из курса Центробанка. "Эта мера подстегнула интерес россиян к Ford как раз во второй половине 2006 года в условиях падения курса доллара, отмечает эксперт. Кроме того, Ford в течение всего 2006 года предлагал покупателям выгодные условия по кредитованию и страховке. Это повысило популярность импортируемых моделей Fiesta, Fusion и Mondeo". В частности, по данным ACEA, прирост продаж Fusion составил 143%. Наконец, лидерство Ford также объясняется ростом сборки модели Focus на заводе "Форд-Всеволожск" (за 2006 год завод увеличил производство на 20 тыс. машин, при том что общие продажи Ford выросли на 55 тыс. машин). Продажи Hyundai, в свою очередь, замедлились из-за производственных проблем. Как поясняют на ТагАЗе (собирает Hyundai), корейская сторона ограничивала импорт в Россию машинокомплектов для сборки этой марки. По мнению Валерия Тараканова, если бы ограничений не было, объемы продаж Hyundai в 2006 году были бы в полтора раза больше. В пятницу японская деловая газета "Никкэй" сообщила, что концерн Mitsubishi рассматривает возможность строительства автосборочного завода в России в партнерстве с французской PSA Peugeot Citroen. По данным газеты, завод может быть построен в Петербурге, его мощность составит 200 тыс. машин в год, а стоимость проекта превысит $400 млн. Предполагается, что завод начнет работу в 2010 году и одной из его моделей будет Mitsubishi Lancer. Возможное партнерство с PSA источники "Никкэй" в руководстве Mitsubishi объяснили тем, что у концернов уже есть совместный проект по выпуску внедорожника на базе Mitsubishi Outlander. Официально в штаб-квартире Mitsubishi опровергли информацию "Никкэй" о заводе в России. В компании говорят, что изучают проект, однако партнеров в нем быть не может. В Минэкономразвития Ъ уточнили, что в конце декабря подписали с Mitsubishi меморандум о намерениях, по которому концерн до лета будет изучать возможность начала автосборки в России. Отметим, что PSA уже подал заявку на право запуска в России промсборки машин, однако до сих пор не выбрал площадку под проект. В министерстве рассчитывают, что концерн определится с ней также к началу лета. Между тем в субботу губернатор Петербурга Валентина Матвиенко сообщила, что власти города уже ведут с PSA переговоры о строительстве автозавода.
КоммерсантЪ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||