15.01.2007

Минск подсластил Москве пилюлю



После 10-часовых переговоров премьер-министры России и Белоруссии подписали соглашение, которое должно прекратить нефтяной конфликт между странами. Сейчас России пришлось уступить, однако ограничения на поставки белорусских товаров будут вводиться и дальше. Начать решено с сахара.

Россия и Белоруссия наконец-то пришли к компромиссу в вопросе о пошлинах на нефть и нефтепродукты. Особое спасибо переговорщикам стоит сказать президентам двух стран Владимиру Путину и Александру Лукашенко, чей телефонный разговор фактически разрешил нефтяной конфликт. «Переговоры проходили непросто, на завершающей стадии в работу включились президенты наших стран. В результате мы согласовали общий подход», – признал заслуги глав государств премьер-министр России Михаил Фрадков. В итоге стороны пришли к тому, с чего начинали 12 лет назад.

«По поставкам нефти, нефтепродуктов и решению вопросов торгово-экономического взаимодействия фактически мы вернулись в правовое поле 1995 года», – заявил российский премьер. По условиям соглашения сырая нефть, поставляемая в Белоруссию, будет облагаться экспортной пошлиной, рассчитанной исходя из величины пошлины на нефтепродукты, поставляемые из Белоруссии и произведенные из сырой российской нефти. То есть российская пошлина на сырую нефть будет привязана к белорусской пошлине на экспортируемые нефтепродукты. Фактически Россия хочет получать доходы от белорусского экспорта.

Премьеры установили пропорции между ставками пошлин двух стран. В 2007 году – 70% России и 30% Белоруссии, в 2008 году – 80% и 20%, а в 2009 году – 85% и 15%. «Если сегодня пошлина составляет 108 долларов за тонну нефтепродуктов, то, соответственно, из пропорции 70% России и 30% Белоруссии мы выходим на расчетную пошлину экспорта нефти 53 доллара», – разъяснил Михаил Фрадков. Глава Минфина России Алексей Кудрин описал процесс вычисления пошлины более понятно: для Белоруссии в этом году будет применяться коэффициент в размере 0,293 к ставке общей экспортной пошлины на нефть, составляющей около $180 за тонну. При умножении коэффициента на размер теперешней пошлины и получаются упомянутые премьером $53.

Ставка общей пошлины будет пересчитываться раз в два месяца, но коэффициент 0,293 на 2007 год останется неизменным. В 2008 году этот коэффициент составит 0,335, в 2009 году – 0,356. Министр добавил, что благодаря соглашению Россия сможет компенсировать примерно $1,6 млрд из ежегодно теряемых ранее $3–4 млрд. При этом Кудрин для демонстрации того, что Россия все же проявила на переговорах твердость, заявил: «Если они (белорусы. – «Газета.Ru») нарушат пункты положения еще раз, то в полном объеме вводятся полные ставки экспортной пошлины».

Нефтяная война России и Белоруссии стала прямым следствием газовой. Напомним, что «Газпром» определил цену на газ для Белоруссии в размере $230 за тысячу кубометров. После долгих переговоров стороны договорились о цене в $100 за тысячу кубометров, и Белоруссия пообещала в течение четырех лет продать 50% транзитной компании «Белтрансгаз» российской монополии за $2,5 млрд. С целью оказать дополнительное давление на несговорчивого соседа Россия с 1 декабря прошлого года ввела таможенную пошлину на сырую нефть, поставляемую белорусам, в размере $180 за тонну. Реакция Лукашенко последовала незамедлительно: с 1 января 2007 года Белоруссия ввела на нефть, поставляемую в Европу, таможенную пошлину $45 за тонну на тысячу километров. В ответ Россия прекратила транзит, обвинила белорусов в несанкционированном отборе нефти и пригрозила ввести таможенные пошлины на другие виды товаров, поставляемых из Белоруссии. Только после телефонного разговора Путина и Лукашенко транзитная пошлина была отменена и стороны сели за стол переговоров. Специалисты едины во мнении, что победа на «нефтяной войне» осталась за белорусами.

России «нанесен непоправимый репутационный ущерб», и «теперь в любые будущие контракты другими странами будет вводиться надбавка за дополнительные риски», считает бывший советник президента России по экономическим вопросам, сотрудник Центра по глобальной свободе и процветанию Института Катона (США) Андрей Илларионов. «Лукашенко тактически добился своего: он добился снижения экспортной пошлины на нефть, – добавляет политолог Алексей Макаркин. – Однако это лишь в ближайшей перспективе».

На этом экономическое противостояние между странами не закончится. В дальнейшем, по прогнозам Макаркина, Лукашенко будет вынужден сдать свои позиции. «Позицию ему удержать будет сложно, – считает Макаркин. – Потому что ситуация меняется, а на Беларусь давит Запад. Лукашенко придется отступить». Действительно, премьер-министр Фрадков уже заявил, что Россия ожидает от белорусских компаний «добровольного» ограничения объемов поставок сахара в нашу страну. Премьер добавил, что сейчас российский Минсельхоз разрабатывает необходимые документы и скоро соответствующее соглашение будет подписано. Напомним, что российская сторона обвиняет белорусских поставщиков в нарушении прежних договоренностей: в нашу страну по льготным соглашениям поставляется сахар не только из сырья, произведенного в Белоруссии, но и из сахарного тростника, который в этой стране не растет.

«Газета.Ru» уже писала о том, что Россия может ввести пошлины на белорусские товары – сейчас между странами действует соглашение о беспошлинной торговле, принятое в рамках так называемого союзного государства.

Видимо, об этом союзе нужно окончательно забыть. Например, Андрей Илларионов отметил, что эта история показала всем, насколько утопична идея создания союзного государства между Россией и Белоруссией.

Михаил Краснов, Оксана Новоженина, Алексей Топалов

Газета.RU